ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8-800-100-10-76

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ
                          

 

ВИРТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА
                          

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          

 

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
                          

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
                          

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
                          

 

ДОКУМЕНТЫ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ
                          

 

ПРЕСС - ЦЕНТР
                          

 

ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
                          

 

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
                          

 

Перечень актов, содержащих обязательные требования
                                        

 

МЕРОПРИЯТИЯ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ УВЕДОМЛЕНИЙ
                          

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
                          

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          

 

К Дню Победы
                          

 

Новости здорового питания
                          

 

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ
                          

Войти

О Правилах оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2022г. № 992

 

 

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области информирует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2022г. № 992 утверждены Правила оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком в Российской Федерации, вступающие в силу с 01.09.2022г. и действующие по 31.08.2028г. (далее – Правила), разработанные в соответствии со ст.39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и статьей 4.4 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Как следует из пункта 1 Правил, данные Правила регулируют отношения между экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками и туристами (экскурсантами) при оказании экскурсоводами (гидами) и гидами-переводчиками услуг по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту (услуги).

В силу пункта 2 Правил понятие «турист (экскурсант)», используемое в Правилах, означает физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее и (или) использующее услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом понятия «экскурсовод (гид)» и «гид-переводчик», используемые в Правилах, имеют значения, определенные Федеральным законом от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», то есть, «экскурсовод (гид)» - это лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту, в то время как «гид-переводчик» - это лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для оказания туристам (экскурсантам) услуг гида-переводчика по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту.

Одновременно с этим, как отражено в пункте 3 Правил, действие Правил не распространяется на экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, осуществляющих деятельность по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту, при выполнении ими трудовых функций по трудовому договору либо на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с туроператорами, турагентами, организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляющими экскурсионное обслуживание, за исключением требований, установленных пунктами 11 и 12 Правил.

Разделом II Правил регламентирован порядок доведения экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком до сведения туристов (экскурсантов) информации об услугах, а также об объеме такой информации (пункты 4 – 6 Правил).

Так, как отмечено в пункте 4 Правил, экскурсовод (гид) и гид-переводчик доводят до сведения туристов (экскурсантов) информацию, предусмотренную статьями 9 («Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора»), 10 («Информация о товарах (работах, услугах)»), 11 («Режим работы продавца (исполнителя)») Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

При этом согласно пункту 5 Правил помимо информации, указанной в пункте 4 Правил, экскурсовод (гид) и гид-переводчик обязаны своевременно довести до сведения туристов (экскурсантов) следующую информацию:

а) перечень услуг и условия их оказания, в том числе информация о форме и порядке оплаты услуг;

б) сведения о сроках оказания услуг (дата, время начала и окончания либо продолжительность оказания услуги);

в) сведения о форме, условиях и порядке заказа услуг, изменения или аннулирования заказа услуг;

г) перечень и цена иных платных услуг, оказываемых экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты (при наличии);

д) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как определено пунктом 6 Правил, информация, указанная в пунктах 4 и 5 Правил, доводится до сведения туристов (экскурсантов) в наглядной и доступной форме (информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страница в социальных сетях либо страница сайта в сети «Интернет» владельца агрегатора информации о товарах (услугах), с которым у экскурсовода (гида) и гида-переводчика заключено соответствующее соглашение, и др.).

В разделе III Правил закреплены положения о порядке заключения договора и о его существенных условиях (пункты 7 – 10 Правил).

Как отображено в пункте 7 Правил, услуги оказываются на основании договора, заключаемого в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил к существенным условиям договора относятся:

а) следующие сведения об экскурсоводе (гиде) и гиде-переводчике:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- идентификационный номер налогоплательщика;

- адрес электронной почты;

б) следующие сведения об услугах:

- наименование и описание услуг (основные потребительские свойства);

- цена услуг;

в) права, обязанности и ответственность сторон;

г) условия изменения и расторжения договора;

д) адрес для направления туристом (экскурсантом) претензии.

Учитывая положения пункта 9 Правил, при заключении договора дистанционным способом, в том числе с использованием сети «Интернет», экскурсовод (гид) и гид-переводчик при наличии возможности оказания услуги направляют туристу (экскурсанту) подтверждение заказа услуг, содержащее сведения об экскурсоводе (гиде), о гиде-переводчике и туристе (экскурсанте), наименовании услуг, сроках их оказания, цене услуг и порядке их оплаты, а также иные сведения, определяемые экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком. В этом случае договор считается заключенным с даты получения туристом (экскурсантом) подтверждения заказа услуг в порядке, определенном экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком и доведенном до сведения туриста (экскурсанта) в соответствии с пунктом 6 Правил.

В то же время, принимая во внимание положения пункта 10 Правил, экскурсовод (гид) и гид-переводчик вправе отказать в заключении договора, если на дату и время, указанные в заказе услуг, отсутствует возможность оказания услуги.

В разделе IV Правил определен порядок исполнения договора (пункты 11 – 13 Правил).

В силу пункта 11 Правил экскурсовод (гид) и гид-переводчик при оказании услуг обязаны соблюдать требования, установленные частями 15 и 18 статьи 4.4 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Так, в части 15 статьи 4.4 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указано, что соискателю, прошедшему аттестацию, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма выдаются аттестат экскурсовода (гида) или гида-переводчика и нагрудная идентификационная карточка экскурсовода (гида) или гида-переводчика по форме, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые действуют пять лет со дня принятия решения об их выдаче. Наличие аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика позволяет экскурсоводу (гиду) или гиду-переводчику оказывать услуги на туристских маршрутах, проходящих по территории (территориям) субъекта (субъектов) Российской Федерации, в отношении которых выдан аттестат.

Согласно части 18 статьи 4.4 Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» передача аттестата и идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика иному лицу не допускается.

Соответственно, как зафиксировано в пункте 12 Правил, экскурсовод (гид) и гид-переводчик при оказании услуг должны иметь при себе нагрудную идентификационную карточку экскурсовода (гида) или гида-переводчика либо аттестат экскурсовода (гида) или аттестат гида-переводчика, выданный органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.07.2022г. с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 20.04.2021г. № 93-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» (далее – ФЗ от 20.04.2021г. № 93-ФЗ), предусматривающей, что аттестат экскурсовода (гида), аттестат гида-переводчика, выданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу ФЗ от 20.04.2021г. № 93-ФЗ, а именно, до 01.07.2022г., действуют до окончания срока, на который они были выданы, но не позднее 1 января 2024 года

Как установлено пунктом 13 Правил, турист (экскурсант) обязан оплатить оказываемые услуги и иные платные услуги в порядке и сроки, которые установлены в договоре. При осуществлении расчетов с туристом (экскурсантом) экскурсовод (гид) и гид-переводчик выдают туристу (экскурсанту) кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разделом V Правил определена ответственность экскурсовода (гида), гида-переводчика и туриста (экскурсанта).

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что отказ экскурсовода (гида), гида-переводчика и туриста (экскурсанта) от исполнения договора возможен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору экскурсовод (гид), гид-переводчик и турист (экскурсант) несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Как следует из положений пунктов 16 – 17 Правил, претензии туриста (экскурсанта), направленные по адресу фактического осуществления деятельности экскурсовода (гида) и гида-переводчика, считаются полученными экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком.

При заключении договора дистанционным способом претензия туриста (экскурсанта) может быть направлена по адресу электронной почты экскурсовода (гида) и гида-переводчика.

Экскурсовод (гид) и гид-переводчик обязаны направить туристу (экскурсанту) ответ на претензию в сроки, установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в отношении претензионных требований, для которых Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не установлены сроки их рассмотрения, - в течение 10 дней со дня получения претензии.

Ответ направляется туристу (экскурсанту) по адресу электронной почты, указанному туристом (экскурсантом) в претензии, а при отсутствии адреса электронной почты - по адресу туриста (экскурсанта), указанному в претензии, заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, который позволяет зафиксировать факт направления ответа и его получения туристом (экскурсантом).

© 2009 Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ярославской области
 

Разработка сайта - ВЕБ.76БИЗ.РУ 

Яндекс.Метрика

Адрес:150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1
Телефон: (4852)73-26-92; факс: (4852) 75-52-97. Эл.почта: mail@76.rospotrebnadzor.ru