В последние годы был принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства РФ по организации деятельности по предоставлению гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде.
Нормативно-правовые акты по данному вопросу приняты и на региональном уровне.
Управление использует в своей деятельности информационные системы, позволяющие работать без бумажных носителей. Создание, обработка, хранение данных выполняется в электронном виде в специализированных базах данных. В настоящее время Управление работает со следующими программными комплексами: АС СГМ, АС БОР Роспотребнадзора, Система межведомственного электронного взаимодействия, Единая система электронного документооборота.
Внутриведомственная система электронного документооборота реализуется при помощи программных комплексов АС СГМ и АС БОР. Объединенная база данных (более 10 лет) позволяет специалистам всех отделов работать во взаимодействии друг с другом. При этом многие документы АС «СГМ» формируются на основе первичных данных, а это значит, что данные вводятся в базу 1 раз и в дальнейшем могут использоваться многократно, как источники информации для других разделов системы, т.е. при формировании сводных документов разной периодичности.
АС «СГМ» реализован подход работы «от документа», когда, с одной стороны, каждый оперативный отдел имеет возможность решать задачи учёта первичных данных, имеет возможность автоматизировать свою ежедневную работу, а с другой стороны, результаты труда оперативников могут быть консолидированы в единую базу данных, и обработаны аналитическим инструментом системы в любой желаемой форме.
При комплексном внедрении АИС «СГМ» организуется система сбора, обработки и анализа данных в регионе. В этом случае региональная база данных формируется из сведений, поставляемых в электронном виде территориями; территориальные базы данных могут получать консолидированную информацию с верхнего уровня.
С 1 октября 2011 года осуществлен переход на межведомственное электронное взаимодействие, предусматривающее обмен сведениями при предоставлении государственных услуг.
Обмен сведениями между ведомствами осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ. Управлением осуществляются запросы в Федеральную налоговую службу, Федеральное Казначейство, Росимущество.
Для реализации поставленной задачи по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде Управлением:
- подготовлены соответствующие организационно-распорядительные документы,
- обеспечено информирование заявителей через официальный сайт об изменении перечня документов, необходимых для оказания гос.услуг.
- обучение специалистов Управления по работе в СМЭВ.
Управлением проводиться работа по проверке корректного заполнения шаблона уведомлений в системе сбора информации, ведется реестр уведомлений. Всего зарегистрировано 652 уведомления.
Управление принимает обращения граждан в рамках электронного документооборота.
При направлении заявителем обращения в форме электронного документа, Управлением обеспечивается предоставление заявителю сообщения, подтверждающего поступление обращения.
В рамках электронного документооборота осуществляется оперативное получение информации от заявителя, направление ответа, в том числе направление запроса в иные государственные органы на получение необходимых документов.
В Управлении ведется электронный журнал поступающих обращений, в программном комплексе АС СГМ, который позволяет в последующем формировать отчеты о работе с обращениями граждан.
Полная и достоверная информация о порядке рассмотрения обращений граждан размещена на официальном сайте и информационных стендах Управления.
Отмечается рост числа граждан, получающих государственную услугу в электронном виде. В 2009 году в Управление поступило 2100 обращений, из них 31в форме электронного документа, в 2010 году поступило 3060 обращений, из них - 293 в форме электронного документа, в 2011 году поступило 3273 обращения, 633 в форме электронного документа.
В Управлении ежегодно в соответствии с планом организационных мероприятий проводятся семинары для специалистов по вопросам организации работы с обращениями граждан, в том числе по оказанию государственной услуги в электронном виде.
В связи с внедрением системы электронно-цифровой подписи Управлением проведен комплекс организационно-технических мероприятий.
Приказом Управления назначены лица, ответственные за хранение, использование электронно-цифровых подписей и передачу информации, подписанной ЭЦП в Роспотребнадзор. Технические специалисты Управления прошли обучение по поддержанию данной системы в работоспособном состоянии. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 22.12.2011 г. № 923 « О порядке обмена документами, создаваемыми в электронном виде» 11.01.2012 г. переписка с Роспотребнадзором осуществляется в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Управление Роспотребнадзора по Ярославской области зарегистрировано в реестре организаций Официального сайта Российской Федерации для информации о размещении заказов.
Приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области назначены ответственные лица за взаимодействие Управления с электронной торговой площадкой и полномочным удостоверяющим центром Федерального казначейства.
Межведомственное взаимодействие на региональном уровне.
Консультации граждан и юридических лиц в удаленных подразделениях Управления и филиалах ФБУЗ ведутся с использованием технологий Интернет и программного обеспечения «Скайп» в режиме реального времени, а также осуществляется консультирование посредством электронной почты.
. Между организациями Роспотребнадзора проводиться обмен документами с использованием ЭЦП.
В соответствии с областной целевой программой «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти на 2009-2011 г», утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области в области создана единая система документооборота органов исполнительной власти ЯО (ЕСЭД). С июля по декабрь 2011 года через ЕСЭД в Управлении обработаны 72 запроса.
Специалисты Управления прошли обучение навыкам работы в ЕСЭД в Департаменте информационно – аналитического обеспечения органов государственной власти ЯО. В июне 2011 года Управлению представлен удаленный доступ в ЕСЭД для обмена служебной корреспонденцией с органами государственной власти области. Для организации информационного взаимодействия в ЕСЭД области Управлением заключено соглашение с Правительством Ярославской области (от 09.11.2011 г. № 25).
Согласно распоряжения губернатора ЯО от 27.02.2012 г. № 69-р «Об организации информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти» с 01.03.2012 г. осуществляется электронный документооборот (без бумажных носителей) между органами государственной власти и 23 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Всего более 100 структур исполнительной власти.
Проблемы:
1.Электронный документооборот не сопровождается законодательными гарантиями, которые в полной мере обеспечивали бы законность и действительность разнообразных юридических действий, совершаемых в сети Интернет. Участникам электронного документооборота часто предъявляются не выполнимые в электронной среде требования о предоставлении бумажных документов, снабженных собственноручными подписями сторон.
2. Законодательство не регламентирует порядок передачи, получения, хранения электронных документов.
3. За редким исключением, отсутствуют ограничения закона, относительно того, какие юридические действия не могут совершаться в форме электронного обмена документами.
4. Остается не решенным вопрос о правовом режиме и юридической силе документов, получаемых, хранимых и обрабатываемых с помощью информационных систем. Для обеспечения юридической достоверности в системах электронного документооборота должен использоваться механизм электронной нотаризации электронных документов.
5. Одна из основных проблем во взаимодействии между информационными системами различных ведомств заключается в том, что эти системы построены на различных платформах, имеют самую разную архитектуру и форматы данных.