Войти
Об обжаловании предписания от 05.10.2016г. № 1300 об устранении нарушений, выданного должностному лицу общества с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт»
17.08.2016г. в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области поступила жалоба физического лица, проживающего в жилом доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля, на действия ООО «ПИК-Комфорт», зарегистрированного по адресу: г.Москва, ул.Лукинская, д.4 и осуществляющего деятельность по управлению указанным жилым домом, выразившиеся во включении в платежные документы по оплате коммунальных услуг за июль 2016 года суммы в размере 385 рублей за добровольное страхование жилья в страховой организации АО «Страховая группа «УралСиб», расположенное по адресу: г.Москва, ул.Профсоюзная, д.65, корп.1. Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области в отношении ООО «ПИК-Комфорт» инициирована внеплановая документарная проверка, в ходе которой у управляющей организации (ООО «ПИК-Комфорт») запрошены, в том числе: копия договора управления многоквартирным домом по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля; копия договора, заключенного между ООО «ПИК-Комфорт» и страховой организацией, осуществляющей добровольное страхование жилья в доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля; копия решения собрания собственников многоквартирного дома по вопросу страхования имущества и передаче полномочий ООО «ПИК-Комфорот» по заключению договора с конкретной страховой организацией (АО «Страховая группа «УралСиб»); пояснения относительно включения платы за добровольное страхование в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг собственнику квартиры в доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля; платежные документы (счета-квитанции) за июнь, июль 2016 года. ООО «ПИК-Комфорт» в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области представлены пояснения по правомерности включения строки по оплате страхования в единый платежный документ со ссылками на различные нормативные правовые акты, включая указание на Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию системы страхования в жилищной сфере города Москвы» (с изменениями от 11.10.2011г.), Постановление Правительства Москвы от 13.06.2006г. № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» (с изменениями от 30.03.2010г.). Также ООО «ПИК-Комфорт» пояснено, что услуги по страхованию являются добровольными, не подлежат оплате, в то время как в платежных документах указаны две суммы на оплату жилищно-коммунальных услуг: одна из них с учетом суммы страховки, другая – без учета таковой. При этом договора, заключенного управляющей компанией (ООО «ПИК-Комфорт») со страховщиком (АО «Страховая группа «УралСиб»), равно как и доказательств выражения воли собственников многоквартирного дома по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля (решения собрания собственников многоквартирного дома) о страховании имущества и передаче ООО «ПИК-Комфорт» полномочий по заключению договора с конкретной страховой организацией – АО «Страховая группа «УралСиб», не предоставлено. В свою очередь, отношения по оказанию коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются, возникающие у последних с управляющими организациями (исполнителями), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила). Согласно п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителю исполнителем. То есть, платежный документ (счет-квитанция) является подтверждением факта предъявления к оплате определенного объема жилищно-коммунальных услуг и последующей их оплаты в целях исполнения обязательств сторон по договору управления многоквартирным домом. В силу п.69 Правил (в редакции, действовавшей на момент выставления ООО «ПИК-Комфорт» платежных документов собственнику жилого помещения в многоквартирном доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля) в платежном документе указываются: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, – величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил; л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы. Между тем, управляющей компанией ООО «ПИК-Комфорт» в платежный документ, помимо сумм за жилищно-коммунальные услуги, подлежащих уплате собственником жилого помещения в многоквартирном доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля, внесен раздел «Услуга: добровольное страхование» с указанием суммы 385 рублей в качестве платы за добровольное страхование имущества страховой организацией АО «Страховая группа «УралСиб». Однако, исходя из содержания п.69 Правил, информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сбор платежей за добровольное страхование имущества не относится к числу услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг. Действия ООО «ПИК-Комфорт» по включению в платежный документ оплаты услуг по добровольному страхованию имущества не связаны с осуществлением деятельности в рамках договора управления многоквартирным домом по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля и выходят за рамки полномочий, предоставленных собственником жилого помещения в данном доме ООО «ПИК-Комфорт». Более того, в соответствии с п.1 ст.927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Согласно п.1 ст.940 ГК РФ договор страхования заключается в письменной форме. Учитывая положения п.2 ст.940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В рассматриваемой ситуации страхование имущества базируется на добровольных началах и заключение договора страхования имущества является правом собственником жилых помещений многоквартирных домов. Следовательно, при заключении договора страхования в любом случае требуется согласие (волеизъявление) страхователя, то есть, лица, вступающего в правоотношения со страховщиком (страховой организацией). Вместе с тем, при проведении контрольно-надзорных мероприятий ООО «ПИК-Комфорт» не представлено доказательств заключения договора страхования. Общее собрание собственников помещений в доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля о страховании жилых помещений, о выборе страховщика – АО «Страховая группа «УралСиб», о включении в платежные документы (счета-квитанции) оплаты услуг по добровольному страхованию имущества не проводилось, и, соответственно, решения по обозначенным вопросам не принималось. Кроме того, доводы ООО «ПИК-Комфорт», заявленные в обоснование своей позиции при проведении внеплановой проверки со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию системы страхования в жилищной сфере города Москвы», Постановление Правительства Москвы от 13.06.2006г. № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», обоснованно признаны Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области несостоятельными, поскольку действие приведенных нормативных правовых актов распространяется исключительно на территорию г.Москвы, а не Ярославской области. Принимая во внимание изложенное, описываемые действия ООО «ПИК-Комфорт» расценены Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области как незаконные и нарушающие права потребителя, в результате чего должностному лицу ООО «ПИК-Комфорт» – управляющему службы эксплуатации «Ярославль» ООО «ПИК-Комфорт» Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений через внесение изменений в платежный документ (счет-квитанцию), выставляемый собственнику помещений в многоквартирном доме по ул.Академика Колмогорова г.Ярославля, посредством изъятия из платежного документа (счета-квитанции) сведений по оплате взноса за добровольное страхование. Не согласившись с выданным предписанием, ООО «ПИК-Комфорт» обратилось с жалобой в Арбитражный суд Ярославской области о признании предписания Управления Роспотребнадзора по Ярославской области недействительным и его отмене. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2017г. по делу № А82-17380/2016 в удовлетворении требований ООО «ПИК-Комфорт» отказано. На решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2017г. ООО «ПИК-Комфорт» во Второй арбитражный апелляционный суд подана апелляционная жалоба. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017г. по делу № А82-17380/2016 решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2017г. оставлено без изменения, предписание Управления Роспотребнадзора по Ярославской области признано законным, а апелляционная жалоба ООО «ПИК-Комфорт» оставлена без удовлетворения.
© 2009 Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ярославской области
Адрес:150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1
Телефон: (4852)73-26-92; факс: (4852) 75-52-97. Эл.почта: mail@76.rospotrebnadzor.ru