Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировал проведенную летнюю оздоровительную кампанию 2011 года.
Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2011 года были определены перечнем Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реализованы в рамках Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков.
По итогам летней оздоровительной кампании 2011 года (форма N 21 государственной статистической отчетности) в Российской Федерации выраженный оздоровительный эффект отмечен у 86,6% детей (в 2010 г. - 83,7%), слабый оздоровительный эффект получили 11,6% детей (в 2010 г. - 14,1%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 1,8% детей (в 2010 г. - 2,2%).
Наибольший выраженный оздоровительный эффект получили дети, отдыхавшие в стационарных летних оздоровительных учреждениях.
В загородных лагерях выраженный оздоровительный эффект отмечен у 89,7% детей, слабый оздоровительный эффект получили 8,8% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 1,5% детей.
В санаторно-оздоровительных лагерях выраженный оздоровительный эффект отмечен у 89,8% детей, слабый оздоровительный эффект получили 7,6% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 2,6% детей.
В лагерях с дневным пребыванием выраженный оздоровительный эффект отмечен у 83,9% детей, слабый оздоровительный эффект получили 14,0% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 2,1% детей.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем свыше 90% зарегистрирован у детей в 15 субъектах Российской Федерации (в 2010 г. - в 18 регионах): Тюменская, Калининградская, Амурская, Липецкая, Астраханская, Ростовская, Мурманская, Саратовская области, Краснодарский край, Республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Карелия, Северная Осетия (Алания) и города Москва и Санкт-Петербург.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 80 до 90% зарегистрирован у детей в 61 субъекте Российской Федерации (в 2010 г. - в 33 регионах): Республика Алтай и Алтайский край - 89,9%, Воронежская и Смоленская области - 89,7%, Челябинская область - 89,6%, Ставропольский край - 89,2%, Республика Тыва - 88,8%, Чеченская Республика и Республика Адыгея - 88,7%, Омская область и Еврейская АО - 88,6% и другие.
Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 70 до 80% зарегистрирован у детей в 8 субъектах Российской Федерации (в 2010 г. - в 33 регионах): Московская, Архангельская, Курганская области, Республики Хакасия и Калмыкия, Забайкальский край и Чукотский АО.
По данным Роспотребнадзора в ходе летней кампании планировалось оздоровить 5 789 109 детей ребенка (в 2010 году - 5 940 881 ребенок), в 51 436 учреждениях (в 2010 году - 55 716 лагерей).
В летних оздоровительных учреждениях отдохнуло 5 731 796 детей, что составило 99,0% от планового показателя. Общее количество оздоровительных учреждений, отработавших в летнюю кампанию 2011 года, составило 52 024 или 101,1% от общего числа запланированных к работе учреждений.
Снижение общего количества отдохнувших детей отмечается в лагерях с дневным пребыванием. В остальных типах летних оздоровительных учреждений детей отдохнуло больше, чем было запланировано.
Из общего числа детей, охваченных организованным отдыхом, 400 148 тысяч детей отдохнули на Черноморском и Азовском побережьях (планировалось к отдыху 350 тысяч детей).
На Черноморском побережье Краснодарского края отдохнули 382 342 тысячи детей из других субъектов Российской Федерации, а на побережье Азовского моря в Ростовской области отдохнули 18 806 детей.
По типам лагерей и количеству отдохнувших в них детей учреждения распределяются следующим образом:
- в 42 761 учреждении с дневным пребыванием (планировалось к работе - 42 642 лагеря, процент выполнения - 100,3%) отдохнуло 3 102 190 детей (планировалось к отдыху - 3 125 235 детей, процент выполнения - 99,3%);
- в 2527 загородных лагерях (планировалось 2581 лагерей, процент выполнения 97,9%) отдохнуло 1 538 943 детей (планировалось - 1 506 725, процент выполнения 102,1%);
- в 1852 палаточных лагерях (планировалось - 1817, выполнение - 101,9%) 157 167 детей (план 144 169, выполнено 109%);
- в 3 562 лагерях труда и отдыха (план выполнен на 100%) отдохнуло 155 258 детей (планировалось 149 830, план выполнен на 103,6%);
- в 538 санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия (планировалось - 489 учреждений, план выполнен на - 110,0%) отдохнуло 385 230 детей (планировалось 299 524 ребенка, план выполнен на 101,9%);
- в 345 детских санаториях (планировалось 345, план выполнен на 100,0%) отдохнуло 189 388 детей (планировалось 173 240, план выполнен на 109,4%).
Кроме этого, в 947 прочих учреждениях (загородные дошкольные, детские дачи, учреждения для отдыха родителей с детьми и других) отдохнуло 189 388 детей.
Качественное функционирование существующей системы детского отдыха и оздоровления определялось наличием на уровне субъекта Российской Федерации (региональных, краевых, областных) целевых программ по организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации наличие таких программ было заявлено в Воронежской, Белгородской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Астраханской, Пензенской, Курганской, Ярославской, Калужской, Тюменской, Омской, Оренбургской, Новосибирской, Магаданской областях, республиках Северная Осетия - Алания, Марий Эл, Татарстан, Алтай, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарской, Удмуртской республиках, Пермском, Алтайском краях, Ханты-Мансийском АО, г. Санкт-Петербурге.
В 38 субъектах Российской Федерации в рамках совершенствования организации отдыха и оздоровления детей и подростков разработано 155 подпрограмм.
В то же время, анализ представленных данных показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей (Ивановская, Костромская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Кировская, Нижегородская, Самарская, Иркутская, Амурская, Сахалинская области, Республика Коми, Ненецкий АО, Республика Адыгея, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская АО, Чукотский АО и другие).
Отсутствие долгосрочных целевых программ на уровне субъекта Российской Федерации свидетельствует о том, что работа по организации летнего отдыха детей и подростков строится без перспективного планирования и заключается в реализации мероприятий только с учетом их сегодняшней актуальности.
В целях улучшения материально-технического состояния и качественного функционирования летних оздоровительных учреждений для 5 024 учреждений была закуплена новая мебель и инвентарь, для 3 620 учреждений - новое технологическое оборудование для пищеблоков и для 2 256 - медицинское оборудование для медицинских кабинетов.
В ряде субъектов Российской Федерации не были реализованы плановые показатели по закупкам, в том числе:
- по закупке мебели - 6 регионов (Псковская, Свердловская, Архангельская области, республики Дагестан, Башкортостан, Бурятия);
- по закупке технологического оборудования для пищеблоков - 6 регионов (Новгородская, Свердловская области, республики Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Пермский край);
- по закупке медицинского оборудования - 5 регионов (Свердловская, Курганская области, республики Калмыкия, Дагестан, Пермский край).
В рамках подготовки к летней кампании 2012 года в субъектах Российской Федерации составлено более 30 тысяч планов-заданий, в которые включено более 100 тысяч мероприятий.
Основное внимание уделено мероприятиям, направленным на совершенствование материально-технической базы стационарных учреждений. В рамках подготовки детских санаториев, загородных и санаторно-оздоровительных лагерей подготовлено 3 141 план-задание, содержащее более 60 тысяч мероприятий, в том числе:
- по капитальному ремонту - 455 учреждений (405 - загородные, 314 - санаторно-оздоровительные, 19 - детские санатории);
- по косметическому ремонту - 2 550 учреждений (2 016 - загородные, 326 - санаторно-оздоровительные, 208 - детские санатории);
- по закупке оборудования для пищеблоков для 1445 стационарных учреждений;
- по закупке мебели и инвентаря для 1707 стационарных учреждений;
- по закупке медицинского оборудования - 951 стационарных учреждений.
Удельный вес подготовленных планов-заданий (по состоянию на 01.12.2011) в отношении стационарных учреждений составляет 95,8%. В десяти субъектах Российской Федерации планы-здания подготовлены на: 97,0% - Томская область, Оренбургская область - 75,0%, Республика Тыва - 94,0%, Псковская область - 96,3%, Свердловская область - 96,1%, Забайкальский край - 93,3%, Кемеровская область - 92,2%, Красноярский край - 80,6%, Московская область - 63,3%, Удмуртская Республика - 48,8%.
По итогам летней оздоровительной кампании 2011 года:
- не начали свою работу по причине незавершенного ремонта 86 оздоровительных учреждений (Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Пермский край, Забайкальский край, Республика Тыва, г. Москва и др.).
Не начали работу по причине нереализованных путевок 106 учреждений (Московская, Новгородская области, Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Ивановская и Пензенская области и др.).
Без разрешения органов Роспотребнадзора открылось 23 лагеря, в которые заехал 3 661 (Московская, Свердловская, Кемеровская, Воронежская области, Краснодарский край и другие).
Позже намеченного срока (дня заезда) открылось 46 учреждений (Пермский край, Московская и Смоленская области, Кабардино-Балкарская Республика и другие).
По причине смены собственника не начали свою работу 15 учреждений (Пермский край, Пензенская область, Забайкальский край, Красноярский край и другие).
В летний период было заключено 61 874 договора на поставку продукции с 19 076 поставщиками.
При осуществлении поставок продовольствия в летние оздоровительные учреждения выявлено:
- 8 случаев срыва поставок продуктов питания, из них в Свердловской области (3), на железнодорожном транспорте (5);
- 157 случаев нарушения требований транспортировки продовольствия: в Ростовской области (54), Республике Дагестан (41), Красноярский край (7), Московская область (6) и других;
- 41 случай возвращения поставщику продуктов в связи с низким его качеством: в Республике Татарстан (4), Свердловской области (4), Республика Тыва (3) и других;
- 65 случаев поставки продовольствия с нарушенными сроками годности и реализации: в Московской области (18), Ростовской области (17), Ульяновской области (5), Пермском крае (4) и других;
- 437 случаев поставки продовольствия без сопроводительных документов: в Свердловской области (43), Чувашской Республике (29), Пермском крае (27), Московской области (24), Ростовской области (21) и других.
Всего было проверено 5 281 поставщиков продуктов питания.
По выявленным фактам нарушений санитарного законодательства было составлено 1 775 протоколов об административном правонарушении, составлено 1 711 постановлений об административном наказании в виде штрафа на сумму более 8 млн. рублей.
Возбуждено 1 122 дела об административном правонарушении, из которых 81 - передано в суды для принятия решения.
В целях совершенствования работы по подготовке летних учреждений к оздоровительному сезону 2012 года на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 40, ст. 4548; N 46, ст. 5337; 2009, N 30, ст. 3823; N 33, ст. 4081; 2010, N 9, ст. 960) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в срок до 20.01.2012:
1.1. Завершить работу:
1.1.1. по формированию региональных (республиканских, краевых, областных) целевых программ по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков;
1.1.2. по определению дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование материально-технической базы летних оздоровительных учреждений и включение их в планы-задания на 2012 год;
1.1.3. по принятию мер, направленных на комплектование каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях.
1.2. Обратить внимание на качество работы с туристическими фирмами и туроператорами, организующими отдых детей; соблюдение требований по исполнению договорных обязательств; обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических правил во время проживания в местах отдыха и при перевозках детей.
2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства.
2.2. Разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы и обеспечить выполнение всех запланированных мероприятий по развитию материально-технической базы, предусмотрев при этом изменение необходимых объемно-планировочных решений помещений, обеспечение качества воды хозяйственно-питьевого назначения, обеспечение оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
2.3. Максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за принимаемыми детскими оздоровительными учреждениями продуктами питания.
2.4. Обеспечить проведение мероприятий по дератизации и дезинсекции в оздоровительных учреждениях перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства.
2.5. Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии.
2.6. Обеспечить прием на работу сотрудников, включая врачей-педиатров, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра в установленном порядке, а также профессиональной гигиенической подготовки.
2.7. Обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации города (в пределах компетенции) за выполнением должностных обязанностей руководителями оздоровительных учреждений и их подразделений.
3. ОАО "Российские железные дороги":
3.1. Обеспечить при подготовке пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки организованных детских коллективов:
3.1.1. Формирование железнодорожных составов вагонами, оборудованными биотуалетами и исправными системами вентиляции и кондиционирования воздуха.
3.1.2. Включение в состав поездов дальнего следования вагонов-ресторанов, с целью обязательной организации горячего питания организованных детских коллективов в пути следования свыше 1 суток.
3.1.3. Заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и обеспечение пищевыми продуктами, по показателям безопасности соответствующими требованиям нормативно-технической документации.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить своевременную и качественную подготовку стационарных (загородных, санаторно-оздоровительных, детских санаториев) оздоровительных учреждений к функционированию в период летней оздоровительной кампании 2012 года.
4.2. Сформировать электронные базы данных стационарных (загородных, санаторно-оздоровительных, детских санаториев) оздоровительных учреждений с учетом их наименования и формы собственности в срок до 1 марта 2012 года.
4.3. Скорректировать, с учетом итогов летней оздоровительной кампании 2011 года, предложения главам субъектов Российской Федерации по формированию региональных целевых программ как основы перспективного планирования работы по совершенствованию материально-технического состояния оздоровительных учреждений.
4.4. Обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений:
4.4.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
4.4.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
4.5. Подготовить предложения главам субъектов Российской Федерации:
4.5.1. по формированию планов-заданий, с учетом конкретных мероприятий, направленных на решение вопросов улучшения материально-технической базы и развития рекреационных возможностей лагерей, а также организации питания, водоснабжения и медицинского обслуживания детей в летних оздоровительных учреждениях;
4.5.2. по совершенствованию летней оздоровительной кампании с акцентом на оптимальный отдых детей в стационарных учреждениях, в том числе расположенных в южных регионах Российской Федерации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.
Г.Г.ОНИЩЕНКО