Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировал итоги летней оздоровительной кампании 2010 года.
Организации отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в 2010 году было уделено особое внимание со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В июне 2010 года под председательством Президента Российской Федерации состоялось заседание Президиума Государственного совета, посвященное летней оздоровительной кампании.
Перечень поручений, подготовленный по итогам этого заседания, стал генерирующей составляющей всей летней оздоровительной кампании 2010 года и основой Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятийФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков (далее – План).
В ходе выполнения Плана был реализован комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, восстановление их физических сил, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, соблюдение режима питания, труда и отдыха в условиях благоприятной среды.
В ряде субъектов Российской Федерации отдых и оздоровление детей были организованы в соответствии с региональными целевыми программами (в республиках Коми, Марий Эл, Чувашия, Вологодской, Калужской, Курской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Тульской, Ярославской областях, Забайкальском крае, Чукотском автономном округе и других), что позволилосформировать правильный режим труда, отдыха и сна детей, внедрить в повседневный режим дозированные физические нагрузки и закаливающие процедуры, обеспечить детей рациональным и сбалансированным питанием.
Основным показателем, определившим результаты деятельности всех должностных лиц и специалистов, стал оздоровительный эффект, который получили дети.
Выраженный оздоровительный эффект отмечен у 83,7% детей (в 2009г. – 80,7%), слабый оздоровительный эффект получили – 14,1% детей (в 2009г. – 17,2%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 2,2% детей (в 2009г. – 2,1%).
Постоянным мониторингом хода летней оздоровительной кампании был обеспечен контроль за своевременной подготовкой, планируемых к открытию летних оздоровительных учреждений и открытием большинства из них в установленные сроки.
В летнюю оздоровительную кампанию 2010 года функционировало 55 716 летних оздоровительных учреждений для детей и подростков, что на 2 384 учреждения меньше, чем в 2009 году. Максимальное сокращение детских оздоровительных учреждений отмечается в Воронежской области - на 556 учреждений, в Свердловской области – на 353, в Республике Саха (Якутия) – на 278, в Республике Татарстан – на 212, в Хабаровском крае – на 201, в Чувашской Республике – на 171, в Московской области – на 156.
За летнюю оздоровительную кампанию 2010 года отдохнул 5 940 881 ребенок, что на 105 363 ребенка больше, чем в 2009 году.
Вместе с тем, данный показатель на 234 261 ребенка меньше, чем было запланировано к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года (Республика Хакасия, Курская, Мурманская области и др.).
Из-за низкой степени готовности со 2-3 раза, комиссиями были приняты 660 (1,1%) учреждений, в результате чего сроки заездов были задержаны от 2 до 7 дней.
Слабая материально-техническая база некоторых оздоровительных учреждений вынуждала собственников переносить сроки заездов от нескольких дней до периода целой смены (Белгородская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новгородская и Саратовская области, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край).
На ход летней оздоровительной кампании существенное влияние оказали природные катаклизмы.
В связи с пожароопасной ситуацией и прежде всего в самый критический ее период были закрыты (с эвакуацией детей) оздоровительные учреждения Воронежской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской областях, Республики Марий Эл.
Аномальная жара потребовала корректировки планов физкультурно-оздоровительной работы. Были максимально сокращены походы, спортивные занятия, другие массовые мероприятия, которые заменялись несвойственными для укрепления здоровья детей мероприятиями (ограничение пребывания на солнце, малоподвижные занятия).
Стабильно высокая температура воздуха стала основанием и для внесения изменений в меню детей и подростков. Специалисты Роспотребнадзора вынуждено рекомендовали собственникам детских оздоровительных учреждений ограничить состав меню содержанием важных для детского организма скоропортящихся продуктов.
За период с 2008 года по 2010 год число случаев массовых инфекционных заболеваний составило: 2008 – 14, 2009 – 6, 2010 - 12, количество пострадавших детей - 2008 – 532, 2009 – 157, 2010 - 186 и среднее количество пострадавших детей в одной вспышке - 2008 – 38, 2009 – 26, 2010-16.
Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости из года в год являются:
- нарушение сроков реализации пищевых продуктов;
- не соблюдение питьевого режима;
- использование в детском меню запрещенных продуктов (сметана для заправки салатов и майонез, сложные блюда, многокомпонентные салаты);
- несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших детей;
- аварийные ситуации в сети энергоснабжения и как следствие несоблюдение технологии приготовления пищи;
- аварии на канализационных и водопроводных сетях.
За период летней оздоровительной кампании в 2010 году в детских оздоровительных учреждениях Российской Федерации зарегистрировано 12 очагов инфекционных болезней с общим числом пострадавших 188 человек, в том числе 186 детей. Если по среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (16 человек) 2010 год отмечается относительным благополучием, то по количеству очагов инфекционных болезней показатели нынешнего года в 1,8 раза превышают аналогичные показатели 2009 года.
В период летней оздоровительной кампании 2010 года ОАО «Федеральная пассажирская компания» перевезла 10 958 детских групп, 512 840 детей (за аналогичный период2009г. – 12 453 группы, 585 206 детей). Для перевозки детей использовались 164 специально назначенных детских поезда (за аналогичный период 2009г. - 120 поездов).
От общего количества перевезённых детей горячим питанием охвачено 58,0%, (за аналогичный период 2009г. - 55,0%), сухим пайком – 42,0% (за аналогичный период2009г. - 45,0%).
При мониторинге перевозок организованных детских коллективов выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил при перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов:
- по организации медицинского сопровождения. 22 группы, общей численностью 1016 детей, не имели медицинского сопровождения (МО Управление культуры Прокопьевского района, Прокопьевск, Кемеровская обл., Департамент образования УГСЗН МУ «Ледовый дворец» г. Салехард Ямало-Ненецкий автономный округу, Комитет образования г. Хантымансийск, Ханты-Мансийский автономный округ);
- по организации горячего питания - 93 группы, общей численностью 3612 детей (Туристическая фирма «МД С–Тур», г. Ижевск, Республика Удмуртия, Школа для инвалидов (СКОШИ – 6 ВИД) г. Оренбург, Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики, санаторий объединения «Радуга», г. Москва, плавательный клуб «Аквамарин» г. Челябинск).
Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагонов было выявлено в пассажирских поездах формирования Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского филиалов ОАО «ФПК».
Среди детей в пути следования зарегистрировано 64 случая инфекционных болезней (за аналогичный период2009г. - 79 случаев).
По итогам обследования 36 541 детского оздоровительного учреждения и выявленным нарушениям было проведено 10 880 административных расследований, из которых передано в суды для принятия решения 382 дела.
На основании протоколов об административном приостановлении деятельности, решением суда была приостановлена эксплуатация 32 объектов (в Приморском, Пермском, Забайкальском, Ставропольском краях, Брянской, Воронежской, Московской, Камчатской Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской областях).
В целом, по выявленным правонарушениям, выразившимся в нарушении требований санитарного законодательства, составлено 21 524 протокола об административных правонарушениях, из которых принято 21 126 решений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму более 33 млн. рублей. Было отстранено от работы 760 сотрудников учреждений для отдыха и оздоровления детей.
Итоги летней оздоровительной кампании 2010 года обозначили необходимость совершенствования подходов к организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
В связи с необходимостью усиления санитарно-эпидемиологического надзора за детскими оздоровительными лагерями постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2011 г. № 13 «О внесении изменения в перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» периодичность проведения плановых проверок деятельности детских лагерей на время каникул определена 1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену.
В рамках актуализации санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части, касающейся организации отдыха и оздоровления детей и подростков, изданы:
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2010 № 152санитарные правила СП 2.5.2775-10 «Изменения и дополнения № 1 к СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 № 22 санитарные правила СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 № 21 санитарные правила СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев».
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в 2011-2012 годах на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Cобрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, о ходе проведения их подготовки к летней оздоровительной кампании, выполнении предписаний, выдаваемых органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь, на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.2. Предусмотреть выделение необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных учреждений, в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.3. Предусмотреть принятие мер по обеспечению в приоритетном порядке отдыха, оздоровления, а также проезда до места отдыха и обратно детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.
2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Завершить подготовку летних оздоровительных учреждений к заезду детей, обратив особое внимание на обеспечение их качественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве.
2.2. Провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и опыт работы в детских учреждениях.
2.3. Обеспечить прохождение гигиенического обучения персонала, поступающего на работу в детские оздоровительные учреждения.
2.4. Обеспечить выполнение должностных обязанностей сотрудниками детских оздоровительных учреждений, направленных на организацию безопасного отдыха детей и подростков.
2.5. Принять меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей.
2.6. Осуществлять открытие лагеря только при условии соответствия его санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2.7. Рекомендовать при организации питания в детских оздоровительных учреждениях, с учетом состояния здоровья детей, сведений о дефиците нутриентов, свойственных данному региону, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.
2.8. Организовать до открытия лагеря, проведение энтомологического обследования территории, акарицидной обработки и контроля ее эффективности после на территории учреждения и прилегающей к ней территории не менее 50 м.
3. Рекомендовать ОАО "Российские железные дороги":
3.1. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оптимизации сил и средств, обеспечивающих подготовку пассажирских составов в рейс и содержание их в пути следования в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
3.2. Осуществлять продажу билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
3.3. Организовать доступное горячее питание для организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток.
4. Рекомендовать руководителям органов управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации организовать:
4.1. Контроль за организацией в летних оздоровительных учреждениях полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и, в первую очередь, в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.
4.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные учреждения.
4.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.
4.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
5. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту принять меры по соблюдению санитарного законодательства при подготовке железнодорожного подвижного состава для перевозки детей, обратив особое внимание на:
5.1. санитарно-техническое состояние вагонов (вагонов-ресторанов), заправку их доброкачественной питьевой водой, работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств;
5.2. уровень гигиенической подготовки проводников, опыт их работы по сопровождению детских коллективов;
5.3. соблюдение противоэпидемического режима в пути следования детей к месту отдыха и обратно;
5.4. качество и безопасность продуктов питания и питьевой воды, наличие согласованного меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.
6. Главным врачам Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте:
6.1. Оптимизировать работу по гигиеническому воспитанию и обучению специалистов в детских оздоровительных учреждениях, с целью их максимального охвата в подготовительный период.
6.2. Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме и на бесплатной основе.
6.3. Не допускать взимание платы при приемке детских оздоровительных учреждений, при проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости на каникулярный период и направлении их в детские оздоровительные учреждения.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской области обеспечить взаимодействие с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, из которых дети направляются на отдых в упомянутые территории, с целью предупреждения инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях.
8. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
8.1. Организовать государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания.
8.3. Обеспечить:
8.3.1. Участие специалистов Роспотребнадзора в приемке летних оздоровительных учреждений лагеря только на соответствие их санитарно-эпидемиологическим требованиям.
8.3.2. Рассмотрение вопроса об усилении кадрового состава специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими оздоровительными учреждениями в период летней оздоровительной кампании.
8.3.3. Контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания ("сухие пайки"), в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов, с обязательным согласованием наборов продуктов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
8.4. Направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до:
8.4.1. 30 мая отчет о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании;
8.4.2. По окончании каждой смены - информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями;
8.4.3. 5 сентября - информацию об итогах летней оздоровительной кампании.
8.5. Взять под личную ответственность выполнение сроков предоставления информации, ее качество и достоверность.
9.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача И. В.Брагину.