ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8-800-100-10-76

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ
                          

 

ВИРТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА
                          

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          

 

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
                          

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
                          

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
                          

 

ДОКУМЕНТЫ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ
                          

 

ПРЕСС - ЦЕНТР
                          

 

ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
                          

 

Форма подачи вопроса
                                        

 

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
                          

 

МЕРОПРИЯТИЯ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ УВЕДОМЛЕНИЙ
                          

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
                          

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          

 

К Дню Победы
                          

 

Новости здорового питания
                          

 

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ
                          

Войти

Протокол Публичных обсуждений правоприменительной практики за 4-й квартал 2017 года Управления Роспотребнадзора по Ярославской области

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека



Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области
(Управление Роспотребнадзора по Ярославской области)





П р о т о к о л
Публичных обсуждений правоприменительной практики за 4-й квартал 2017 года Управления Роспотребнадзора по Ярославской области




«15» февраля 2018 г.                                                                                                                № 2

 

 

 

Председательствующий – А.М. Звягин – руководитель Управления Роспотребнадзора по Ярославской области.

Присутствовали:
- заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Ярославской области;
- начальники, заместители начальников отделов, начальники, заместители начальников территориальных отделов, отделов Управления Роспотребнадзора по Ярославской области;
- сотрудники Управления Роспотребнадзора по Ярославской области (список прилагается).

Приглашенные:
- председатель Ярославского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Выржиковский С.С.;
- советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области - И.Н. Петров;
- представители юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (31 человек)

 

Повестка дня:

1. Об итогах работы Управления Роспотребнадзора по Ярославской области (далее Управление) за 2017 год.
Доклад Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области А.М. Звягина.

2. Анализ правоприменительной практики Управления по защите прав потребителей за 4 квартал 2017 год.
Доклад заместителя начальника отдела защиты прав потребителей И.Б. Антипиной.

3. Анализ правоприменительной практики Управления по вопросам питания населения за 4 квартал 2017 года.
Доклад главного специалиста – эксперта отдела санитарного надзора за питанием населения Л.В. Ратниковой.

4. Оказание государственной услуги Роспотребнадзора по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг с учетом экстерриториального принципа.
Доклад начальника отдела организации и обеспечения деятельности Л.Д. Килипченко.

 

«Об итогах работы Управления Роспотребнадзора по Ярославской области
за 2017 год и задачах на 2018 год» (Звягин А.М.)

Специалистами Управления в 2017 году проведено 2502 мероприятия по контролю (проверок и административных расследований), что на 15,2% меньше, чем в 2016 году (2016г. – 2951), в том числе: проверки составили – 71,4%, административные расследования – 28,6% (69,3% и 30,7% - в 2016 году соответственно).

За 2017 год Управлением было проведено 1643 проверки (2016г – 1842) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках 294-ФЗ, что на 10,8% меньше по сравнению с 2016 годом.

В общей структуре проведенных проверок в рамках 294-ФЗ в 2017 году плановые проверки составили 52,5% (862 проверки), что на 3,9% выше по сравнению с 2016г (830 проверок), внеплановые проверки – 47,5% (781 проверка), что на 22,8% ниже по сравнению с предыдущим годом (1012).

Число проверок, при которых применялись лабораторные и инструментальные методы исследования в 2017г. составило 1400 (85,2%), 2016г. –1363 (74,0%). Плановых проверок с применением лабораторных и инструментальных методов исследования проведено в 2017 году 830 (96,3%), 2016г. – 772 (93,0%). Внеплановых проверок в 2017г. 570 (73%), 2016г. – 591 (58,4%).

Структура внеплановых проверок, проведенных в 2017 году, представлена следующим образом:
- проверки по контролю исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки – 29,2% (228), (2016г. – 22,5%);
- в случае нарушения прав потребителей – 9,5% (74), (2016г. – 49,9%);
- проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 51,0% (398), (2016г. – 16,8%);
- проверки на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 7,8% (61), (2016г. – 10,7%);
- проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с требованиями органов прокуратуры - 0,1% (1), (2016г. – 0,1%);
- проверки на основании заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности – 2,4% (19), (2016г. – не учитывались).

В 2017г. направлено в органы прокуратуры 36 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (2016г. - 47). Удельный вес несогласованных с органами прокуратуры заявлений о проведении внеплановых проверок составил 11,1%, (2016г. – 2,1%).

Количество проверок по итогам проведения которых выявлены правонарушения составило 1460, что составляет 88,9%, (2016г. - 89,3%) от общего количества проведенных проверок. Плановых проверок 846 (98,1%) 2016г. – 98,2%, внеплановых 614 (78,6%) 2016г. – 81,9%.

Всего при проверках выявлено 6952 нарушения, по сравнению с 2016г (6534) число выявленных нарушений возросло на 6,4%. В ходе одной проверки выявлялось в среднем – 4,8 нарушений, (2016г. – 4,0).

В структуре выявленных нарушений – 98,03% (6815) составили нарушения обязательных требований законодательства (2016г – 97,7%); 1,94% (135), - невыполнение предписаний (2016г. – 2,2%); 0,03% (2), - несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (2016г. - 0,05%).

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений возбуждены дела об административном правонарушении составила 99,9% (2016г – 99,7%).

Средняя нагрузка на 1 работника, непосредственно выполняющего функции по контролю по общему количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила в 2017г. – 22,5 (2016г. – 24,8).

Сумма наложенных штрафов в расчете на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю составила 95,2 тыс. рублей, (2016г.–142,5 тыс. рублей).

В целях предотвращения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и с целью оказания им методической помощи специалистами управления Роспотребнадзора по Ярославской области организовано и принято участие в проведении 39 совещаний с предпринимательскими сообществами и общественными организациями.

В 2017 году проведено три дня «Открытых дверей для предпринимателей».

В план 2018 года включено 756 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 10 проверок органов местного самоуправления.

Распределение проверок по видам деятельности приведено на слайде.
- в сфере здравоохранения – 13,5 % (102) (2017 год – 10,8%)
- в сфере образования – 53,3% (403) (2017 год – 59,9%)
- в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 20,8% (158) (2017 год – 13,5%)
- в сфере производства, торговли пищевых продуктов и в сфере общественного питания – 2,6 % (20) (2017 год 2,1%)
- деятельность промышленных предприятий – 5,68% (43) (2017 год – 3,2%)
- в сфере сельского хозяйства – 0,52 % (4) (2017 год – 0,6%)
- в сфере транспорта – 1,05% (8) (2017 год – 0,6%)
- иные виды деятельности – 2,4 % (18) (2017 год – 8,9%)

Риск - ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

На сегодняшний день, произведен расчет риска по 5865 субъектам (18496 объектов).

Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год сформирован с учетом риск-ориентированного подхода. Субъекты низкого риска (6 класса опасности) в план проверок на 2018 год не включены. Распределение объектов, в отношении которых запланированы проверки в 2018 году, по категориям риска выглядит следующим образом:
- чрезвычайно высокого риска - 10,86% (2017 год - 3,9%)
- высокого риска - 10,17% (2017 год – 7,8%)
- значительного риска - 21,86% (2017 год – 21,8%)
- среднего риска - 34,50% (2017 год – 39,4%)
- умеренного риска - 22,62% (2017 год – 27,1%)

 

Анализ правоприменительной практики Управления
в сфере защиты прав потребителей за 2017 год (И.Б. Антипина)

В рамках государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением за 2017 год проведено 412 (2016г.-765, 2015г.-1049) мероприятий по контролю. Количество мероприятий по контролю сократилось на 45% в сравнении с 2016г. и в 2,5 раза в сравнении с 2015г. в связи с установленным Законом мораторием на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Число плановых проверок в сравнении с 2016г сократилось незначительно (на 5%), однако, в сравнении с 2015г. сократилось в 2 раза и составило 198 (2016г.-209 и 2015г.- 409). Число внеплановых проверок сократилось более чем в 2 раза - 214 проверок (в 2016г.-556).

Доля проверок, при проведении которых выявлены нарушения составило 70%.

Более чем в 2 раза сократилось и число выявленных нарушений - 597 (в 2016г -1414).

70% выявленных нарушений - в сфере розничной торговли - 415 нарушений (70%), в том числе продовольственными товарами – 299 нарушений (72%).

В сфере розничной торговли непродовольственными товарами выявлено 116 нарушений (снижение в 3 раза).

В сфере услуг выявлено 182 нарушения, что составляет 30% общего количества выявленных нарушений.

В 1,2 раза снизилось количество выявленных нарушений при оказании финансовых услуг – 17 нарушений.

Число выявленных нарушений сфере ЖКХ осталось на уровне прошлого года – 53 нарушения, однако, в сравнении с 2015г возросло в 3,5 раза.

Число выявленных нарушений в сфере оказания образовательных и медицинских услуг соответствует уровню прошлого года – 22 и 32 соответственно.

В структуре выявленных нарушений отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (услуге), изготовителе (исполнителе) составляет 48% (60,4%):
- нарушения требований законодательства о техническом регулировании составляет 22% общего количества нарушений,
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей - 2%, что соответствует уровню прошлого года,
- нарушения иных установленных нормативных правовых актов Российской Федерации 32%.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий выдано 204 предписания об устранении выявленных нарушений.

Возбуждено 588 дел об административном правонарушении.

Вынесено 563 постановления о назначении административного наказания, в том числе 56 в виде предупреждения, 589 – в виде административного штрафа на сумму 6 902 000 руб.

Внесено 208 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Дано 37 заключений в судах.

В пользу потребителя присуждено денежных средств на сумму 44 000 руб., из них 7 000 руб. - компенсация морального вреда.

Показатель динамики числа, поступающих в Управление Роспотребнадзора обращений граждан с жалобами на нарушение их потребительских прав служит определенным индикатором состояния дел на потребительском рынке области.

Количество обращений на нарушения прав потребителей в 2017г. сократилось на 13% и составило 3599. Направлено по подведомственности -1558 (43%).

В 2017г мы отмечаем небольшое снижение доли обращений на нарушение прав потребителей от общего количества поступивших в Управление обращений до 66% вместо 72%-х в 2016г.

Соотношение обращений на нарушение потребительских прав в сфере торговли и в сфере оказания услуг тоже изменилось с 2007г.

Доля обращений потребителей на нарушения их прав в сфере торговли составила 25,4%, в сфере оказания услуг – 74% (в 2007г. картина была обратной: связь-12 и 117, образовательные услуги: 0 и 17, ЖКХ: 23 и 1016, финансовые услуги: 6 и 152).

Процентное соотношение обращений потребителей по видам товаров и услуг:

торговля: обращения на качество одежды, обуви составляют 32%; 7% -автомобили, 5% стройматериалы; 3% - мебель.

В сфере услуг: услуги ЖКХ -28%, финансовые услуги-4%, связь -3,2%, бытовое обслуживание – 3%, медицинские услуги-2 %.

Основными причинами, вызвавшими обращения граждан, являются:
- продажа товаров и оказание услуг ненадлежащего качества;
- непредоставление продавцами и исполнителями информации о товарах(услугах), изготовителях;
- нарушение сроков удовлетворения требований потребителей в случае продажи товаров ненадлежащего качества;
- включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Соблюдение норм и правил торговли, оказания бытовых услуг населению.

В рамках государственного надзора за соблюдением норм и правил торговли проведено 192 проверки, в том числе 18 по плану (снижение в 2,7 раза), 174 внеплановых (снижение в 2,2 раза), 65 административных расследований.

Количество выявленных нарушений сократилось пропорционально количеству проверок (в 2,6 раза) - выявлено 415 нарушений действующего законодательства), в том числе: 299 – в сфере розничной торговли продовольственными товарами и 116 – в сфере розничной торговли непродовольственными товарами.

Количество выявленных нарушений на одно мероприятие составляет 2,2 нарушения на одно мероприятие.

Возбуждено 464 дела об административном правонарушении. Общая сумма наложенных штрафов 6 363,300 руб.,

Основные выявленные нарушения:
- нарушения требований технических регламентов Таможенного Союза -30,5%;
- отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (услуге), изготовителе (исполнителе) – 20,5%;
- нарушение установленных правил продажи товаров, правил оказания услуг – 10,2%;
- отсутствие документов, подтверждающих соответствие товара обязательным требованиям - 13,2%.

Рассмотрено 855 обращений потребителей (сокращение на 7%).

150 обращений послужили основанием для проведения проверок и административных расследований.  Факты, изложенные в обращениях подтвердились в 85% случаев. По остальным обращениям дано 672 подробных письменных разъяснения в рамках действующего законодательства.

Подан иск в защиту неопределенного круга лиц в отношении ООО «Торгсервис 69» (магазины «Светофор») в связи с установлением минимальной стоимости покупки в 300 рублей. Суд признал действия ООО «Торгсервис» по установлению минимальной цены покупки в 300 руб. неправомерными и обязал их прекратить.

Исполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ

1. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками по товарной позиции «предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» проведено 18 проверок, в том числе 1 плановая, 17 внеплановых. Выявлены нарушения в 12 предприятиях, в том числе нарушение порядка маркировки идентификационными знаками установлено в 9 предприятиях торговли. Проверено 1069 единиц изделий из меха. Приостановлена реализация 58 изделий, в том числе 56 – без маркировки КИЗами, 2 единицы с нарушением маркировки. По результатам проверок возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму 175,0 тыс. рублей, в том числе Управлением по статьям: часть 1 статьи 14.43 – 90,0 тыс. руб.; часть 1 статьи 14.44 -15,0 тыс. руб.; статья 14.45 – 40,0 тыс. руб., 1-предупреждение; направлено 9 дел по части 2 статьи 15.12 в суды общей юрисдикции по которым вынесено 8 решений, в том числе 6 решений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 30,0 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения в количестве 23 единиц изделий из меха на общую сумму 673,5 тыс. руб.; 2 дела прекращены за отсутствием состава административного правонарушения; 1 дело в стадии рассмотрения (ИП Маммадов арестовано 24 изделия на общую сумму 2834,0 тыс. руб.). По результатам проверки ИП Маммадова материалы направлены в Следственный комитет, УМВД по Ярославской области, Ярославскую таможню, в Федеральную службу Росаккредитация на отзыв декларации о соответствии.

2. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 № АХ-П11-57пр, Постановлений Главного государственного врача Российской Федерации от 23.12.2016 № 195, от 24.01. 2017 № 7, от 27.03.2017 № 39, от 06.07.2017 № 96, 12.10.2017г. № 130 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами» с начала года обследовано:

499 предприятий торговли области, осуществляющих реализацию непищевой спиртосодержащей продукции. Нарушения установлены в 37 предприятиях торговли. По результатам проверок арестовано 571 единица (75,2 литра) непищевой спиртосодержащей продукции. В суды общей юрисдикции для рассмотрения по подведомственности направлено 33 дела по статье 14.2 КоАП РФ, по которым вынесено 32 решение о привлечении к административной ответственности на общую сумму 94,5 тыс. руб. без конфискации предметов административного правонарушения, 1 дело прекращено за отсутствием состава; в отношении 4 хозяйствующих субъектов возбуждены дела и вынесены решения в рамках статьи 14.15 Ко АП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров».

51 предприятий торговли, осуществляющих реализацию стеклоомывающих жидкостей. Реализация жидкости с содержанием метанола установлена в 7 предприятиях торговли. По результатам проверок арестовано 960,9 литра стеклоомывающей жидкости. Судами и вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 690,0 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения в количестве 197 упаковок объемом 944 литра. Управлением вынесено 2 постановления на общую сумму 40,0 тыс.руб. 1 дело находится в стадии обжалования прокуратурой Ярославской области в порядке надзора.

3. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 № Пр-1776, Приказа Роспотребнадзора от 11.09.2017 № 843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной» проведено 22 проверки. Нарушения обязательных требований установлены в 13 предприятиях. Приостановлена реализация 80 партий (1586 изделий) по отсутствию или несоответствию маркировки, отсутствию документов, подтверждающих соответствие товара обязательным требованиям. Отобрано 24 образца для проведения лабораторных исследований. По результатам лабораторных исследований продукции, три образца продукции легкой промышленности не соответствовали обязательным требованиям ТР ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» по показателю «гигроскопичность», «воздухопроницаемость». За допущенные нарушения в отношении виновных лиц вынесено 14 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1,2 статьи 14.43, часть 1 статьи 14.44, статье 14.45КоАП РФ.

Финансовые услуги

Та последовательная и системная работа, направленная на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, которую проводит Роспотребнадзор в целом и Управление по Ярославской области, конечно, приносит определенные положительные результаты. 

Количество обращений в сфере оказания финансовых услуг в сравнении с предыдущими 2-мя годами сократилось в 2 раза. Поступило 152 обращения граждан, в том числе 74 письменных и 5 устных. 118 обращений рассмотрено в рамках Общественной приемной и по «горячей линии».

80% обращений связаны с включением в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей; 10% по вопросам использования пластиковой карты: (неправомерное списание денежных средств); 3% по договору банковского вклада (отказ в открытии вклада) и 7% обращений касаются иных вопросов, не связанных с защитой прав потребителей (например, мошеннические действия третьих лиц или жалобы на некорректное поведение сотрудников банка и сотрудников коллекторских агентств).

На территории Ярославской области зарегистрировано 5 банков: ИКБР ООО «Яринтербанк», АО АО «Кредпромбанк», АО КБ «ЕВрокапитал-Альянс», ПАО О.К. Банк, Коммерческий банк «ВРБ».

7 филиалов банков из других регионов.

285 внутренних структурных подразделений банков из других регионов (операционные и кредитно-кассовые офисы).

13 микрофинансовых организаций.

В рамках государственного надзора проведено 9 плановых и 5 внеплановых мероприятий в отношении АО «ГАЗПРОМБАНК», АО «АЛЬФА-БАНК», ОО АО «СМП БАНК», МФК «БЫСТРОДЕНЬГИ» (ООО), ООО КБ «ЕВРОКАПИТАЛ-АЛЬЯНС», КБ «РЕНЕССАНС-КРЕДИТ» (ООО), КБ «РОСЭНЕРГОБАНК» (АО), ООО КБ «КОНФИДЭНС БАНК», ПАО «ОБЪЕДИНЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», ПАО «ПОЧТА БАНК».

Внеплановые мероприятия по контролю: ПАО «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС БАНК», ПАО «ПОЧТА БАНК», ПАО «РОСБАНК».

В рамках непосредственного обнаружения нарушения прав потребителей: (по информации, содержащейся в обращениях) в отношении 3-х финансовых организаций: ПАО «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС БАНК», ПАО «ПОЧТА БАНК», ПАО «РОСБАНК» возбуждены дела об административных правонарушениях.

В ходе всех проведенных мероприятий возбуждено 21 дело об административном правонарушении по ст. 6.4, ч.1 ст. 14.4, ч.1 ст. 14.8, ч.2 ст. 14.8, ст. 19.7 КоАП РФ.      

Вынесено 13 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 110000 руб.

Обжаловано 8 постановлений, все оставлены в силе.

Дано 10 заключений в судах в защиту прав потребителей (несоблюдение письменной формы договора, мелкий шрифт, безакцептное списание денежных средств).

Основные нарушения: включение условия обязательного страхования жизни, здоровья и имущества; заранее данный акцепт на списание кредитором денежных средств со всех своих счетов с целью погашения задолженности по кредитному договору (ст.854 ГК РФ списание денежных средств осуществляется банком на основании распоряжения клиента); условие договора ипотеки о праве кредитора обратить взыскание на недвижимое имущество при неисполнении требований кредитора о полном досрочном исполнении обязательств по договору в случае просрочки осуществления заемщиком очередного ежемесячного платежа на срок более 30 календарных дней, в то время, как ФЗ «Об ипотеке» не допускает обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, если период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее чем три месяца.

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» проведено большое количество выступлений, обучающих семинаров, уроков-практикумов. Управление распространило порядка 63-х тыс. экземпляров печатной продукции

Образовательные услуги

Поступило 17 письменных обращений по вопросам некачественного оказания образовательных услуг и расторжения договоров об образовании.

Проведено 13 плановых проверок (проверялись автошколы и образовательные организации по изучению иностранных языков), по результатам которых выдано 12 предписаний о прекращении нарушений действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Дано 32 разъяснения по «горячей линии».

Возбуждено 24 дела об административных правонарушениях по ч.ч. 1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ, из них 10 дел – в отношении должностных лиц, 3 дела – в отношении юридических лиц.

Выявленные нарушения:
- отсутствие в договорах на оказание платных образовательных услуг, заключенных с потребителями, информации, предусмотренной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ и Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706.
- включение в договоры на оказание платных образовательных услуг условий, ущемляющих права потребителей:
- о возможности увеличения по инициативе исполнителя стоимости образовательной услуги в течение срока действия договора по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ. (ч.3 ст.54 ФЗ «Об образовании в РФ»: увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора об образовании не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.)
- об обязанности заказчика в случае неудачной сдачи квалификационных экзаменов в автошколе пройти дополнительный курс обучения практическому вождению, а также промежуточную проверку теоретических знаний с оплатой предоставленных услуг по действующему прейскуранту, не соответствует п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
- об установлении фиксированного размера денежных средств (в процентном отношении к стоимости образовательных услуг), взимаемого исполнителем при отказе заказчика от исполнения договора (ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1.
- исключительная подсудность (о рассмотрении всех споров в суде по месту нахождения исполнителя, п.2 ст.17 закона РФ «О защите прав потребителей»).

Вынесено 10 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч.1 и ч.2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Внесено 15 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Медицинские услуги

Поступило 71 письменное обращение по вопросам предоставления платных медицинских услуг.

Дано 21 разъяснение по вопросам некачественного оказания медицинских услуг, 34 обращения направлены по подведомственности.

Кроме того, продолжали поступать обращения (13 письменных и 12 обращений по «горячей линии») по вопросам, связанным с расторжением смешанных договоров на оказание косметологических услуг и приобретение биологически активных добавок, оплата которых производилась за счет кредитных средств. Потребителям даны разъяснения о порядке расторжения договоров в рамках действующего законодательства РФ.

По результатам внеплановых проверок, проведенных по заявлениям потребителей в отношении ООО «ГКК № 1» и ООО «Фит Клиник», в отношении должностных лиц вынесены постановления о наложении административных штрафов в связи с отсутствием в местах фактического осуществления деятельности необходимой информации, предусмотренной нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Внесено 2 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Юридические услуги

Поступило 3 обращения по горячей линии и 2 письменных обращения по вопросам, связанным с оказанием платных юридических услуг.

Одно из письменных обращений послужило основанием для проведения внеплановой проверки, по результатам которой ООО «Альфа и Омега Групп» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей в связи с включением в соглашение об оказании юридической помощи условий, ущемляющих права потребителя, а именно: условие о невозврате уплаченной части гонорара и освобождении Представителя от доказывания фактически произведенных действий в случае отказа Доверителя от исполнения договора (п.1 ст.782 ГК РФ и ст.32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Услуги ЖКХ

Поступило 1016 обращений потребителей, 440 из них направлено для рассмотрения по подведомственности, дано 452 разъяснения.

Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области в 2017 году было проведено   56 проверок.

Возбуждено 51 дело об административных правонарушениях по ч.1 ст 14.7 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 6.4 КоАП РФ) в связи с отсутствием  необходимой и достоверной информации о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, об исполнителе предусмотренной «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, и в связи нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений по освещенности согласно Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 5.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

За уклонение от проведения проверки в отношении 2-х юридических лиц возбуждены дела по ст. 19.4.1 КоАП РФ и направлены в суд, приняты решения о привлечении их к административной ответственности в виде штрафа.

Выдано 37 предписаний об устранении нарушений прав потребителей.   

Дано 3 заключения в судах по вопросам начисления платы в связи с выходом из строя прибора учета электроэнергии, водоснабжения, об обязании произвести присоединение к электросетям.

По «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных. было дано 308 устных консультаций.

Наиболее часто потребители жилищно-коммунальных услуг обращались в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области по следующим вопросам: качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, порядок расчета платы за холодное, горячее водоснабжение; правильность расчетов платы за холодное, горячее водоснабжение; завышенные объемы потребления холодного и горячего водоснабжения; порядок распределения платы за коммунальные ресурсы, расходуемые на общедомовые нужды; бездействие исполнителей жилищно-коммунальных услуг при обращении потребителей для решения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства; содержание общедомового имущества, проведение капитального и текущего ремонта; невыполнение обязанностей исполнителями жилищно-коммунальных услуг по содержанию общедомового имущества и возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим содержанием общедомового имущества; непредставление необходимой информации для потребителей жилищно-коммунальных услуг; порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги; взимание платы за опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета; завышенные расценки управляющих компаний на платные услуги; завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Пример: из средств массовой информации в апреле 2017 года поступили сведения о том, что собственникам многоквартирного дома №53 по ул. Кривова г. Ярославля и иным жильцам указанного дома была выставлена квитанция для оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг, где в списке предоставленных жилищно-коммунальных услуг, была выставлена плата за «неявку на субботник», которая составила 500 (пятьсот) рублей.

На основании имеющихся данных Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ в отношении исполнителя жилищно-коммунальных услуг. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ЖСК «Дружба» было привлечено к административной ответственности и ему выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершения административного правонарушения.

Услуги связи

Поступило 117 обращений, дано 91 разъяснение, 25 обращений направлено для рассмотрения по подведомственности.

В рамках непосредственного обнаружения возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ч. 1ст.14.4 КоАП РФ и ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Тематика обращений:
- по вопросам услуги почтовой связи:
  - об отсутствии информации о режиме работы.
  - об утрате внутрених и международных почтовых отправлений ФГУП «Почта России»;
  - о нарушении контрольных сроков ФГУП «Почта России» при пересылке почтового отправления;
  - о нарушении режима работы почтового отделения;
- по вопросам оказания услуг связи для целей телевизионного вещания:
  - о подключении дополнительной платной услуги без соглашения абонента;
  - о предъявлении требования коллекторским агентством о выплате задолженности по оказанию оператором связи услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания;
  - о возврате излишне начисленных денежных средств оператором связи;
  - об отсутствии трансляции оператором связи общероссийских обязательных общедоступных телеканалов;
- по вопросам оказания телематических услуг связи:
  - об излишне оплаченных денежных средствах за приобретенное у оператора связи оборудование – роутер;
  - о взимании платы за предоставление дополнительных телематических услуг и отказе в перерасчете;
- по вопросам оказания услуг телефонной связи:
  - о передаче оператором связи персональных данных абонента коллекторскому агентству;
  - требование оператором связи погашения задолженности по новому тарифному плану с абонентской платой, без учета отсутствия использования услуг связи абонентом;
  - об изменении тарифа оператором связи без согласия абонента;

Туристские услуги

Обращений -9
- по вопросам оказания туристских услуг:
  - о замене туроператором отеля на аналогичный отель после приезда туриста на отдых;
  - о возврате денежных средств в связи с болезнью туриста;
  - о задержке авиарейса.

На все обращения даны подробные разъяснения в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года; Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82.

Дано 2 заключения в суде о взыскании денежных средств за задержку воздушного судна и о взыскании денежных средств в связи с расторжением договора.

Одним из приоритетных направлений в работе Управления является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке.

С этой целью проведено более 3-х тыс. консультаций потребителей в рамках «горячей линии», 101 актуальная информация размещена на сайте Управления, выступления на радио и телевидении (7 и 2), в учебных заведениях уроки-практикумы, семинары с представителями хозяйствующих субъектов.

Эффективная и действенная защита прав потребителей возможна только при взаимодействии всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей. Управление активно взаимодействует с органами власти и общественными организациями, в частности, по вопросам снижения административной нагрузки на бизнес.

Ежегодно Управление принимает участие в мероприятиях, посвященных Дню предпринимателя Ярославской области. Так, 23 мая 2017г. при поддержке Правительства Ярославской области прошел День предпринимателя Ярославской области в формате «круглых столов», дискуссионных панелей под девизом «Власть и бизнес: откровенный разговор», где представители бизнеса смогли задать представителям власти, контрольно-надзорных органов интересующие их вопросы.

Принимали участие в передачах областного радио ГТРК «Ярославия» по темам: «профилактика реализации некачественной и фальсифицированной спиртосодержащей продукции»; «защита прав потребителей в сфере качества и безопасности пищевых продуктов».

Статьи: в еженедельной информационно-рекламной газете «Ва-банкЪ»;

В городской еженедельной газеты «Караван-Рос».

«В Ярославской области провели проверку непищевой спиртосодержащей продукции» в рубрике «Ответы на вопросы читателей» на тему «Как защитить свои права».

Круглый стол с представителями общественных объединений на тему «Досудебная и судебная защита потребителей».

 

Анализ правоприменительной практики Управления
по вопросам питания населения за 4 квартал 2017 года. (Л.В. Ратникова)

Контроль за качеством реализуемой пищевой продукцией предприятиями торговли и общественного питания является одной из основных задач специалистов санитарного отдела за питанием населения.

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области осуществляет свою деятельность с соблюдением Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проверки вы знаете есть плановые и внеплановые. Внеплановые по жалобам и по эпидемическим показаниям.

На контроле санитарного отдела за питанием населения в 2017 г. находилось 3915 объекта: из них 196 -  предприятия пищевой промышленности, 1235- организаций общественного питания, 2484 – предприятий оптовой и розничной торговли пищевыми продуктами.

Общее количество контрольно-надзорных мероприятий за 4-й квартал составило 101 мероприятие, из них 57 проверок и 44 административных расследования. Из 57 проверок: по плану -6, внеплановых- 51 проверка, из них по приказам ФС РПН - 36, по жалобам- 9, по контролю ранее выданных предписаний-6.

Нами рассмотрена 181 жалоба. Основная тематика поступивших жалоб:
- об оказании услуг общественного питания с нарушением санитарных правил, в т. ч.  по реализации некачественной пищевой продукции, произведенной предприятиями общественного питания (в т. ч. суши и роллов) - 48
- о реализации некачественной пищевой продукции в предприятиях торговли (гнилых овощей и фруктов, некачественной икры, молочной продукции и др., в т.ч. пищевой продукции с истекшим сроком годности и др.) - 60
- на нарушение условий хранения (продажа скоропортящейся пищевой продукции без холодильного оборудования) - 3
-о реализации табачной продукции вблизи ДОУ (на расстоянии менее 100м от ДОУ) - 15
- на ухудшение условий проживания в связи с деятельностью предприятий торговли и общественного питания, расположенных на первых этажах жилых домов (на шум от вентиляции, кондиционеров, наличия общих сетей канализации и вентиляции с жилым домом, наличия запахов, наличия тараканов и грызунов и др.) - 16
- о круглосуточной продаже алкогольной продукции - 5
- на перевозку пищевых продуктов с нарушением санитарных правил - 2
- на несоответствие цены на пищевые продукты на продукте с ценой на кассе и др. - 4,
- прочие - 28

За 4 квартал 2017 года специалистами гигиены питания выявлены нарушения требований следующих нормативных документов:
1) ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
2) ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
3) СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
4) СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. № 55-ФЗ «Правила продажи отдельных видов товаров»;
6) Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
7) Федеральный закон от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Основные нарушения выявлялись в предприятиях продовольственной торговли и общественного питания. Вы знаете, что сейчас акцент идет на соблюдение предприятиями технических регламентов. Большая часть из Вас работает с продуктами питания, в этой сфере и понимает значимость соблюдения санитарного законодательства: СП и ТР ТС.

1.Основные нарушения ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

Пример нарушения:
При проведении по приказу ФС РПН внеплановой проверки предприятия торговли установлено, что отсутствовали сопроводительные документы, обеспечивающие прослеживаемость пищевой продукции, а в частности на стейки форели, реализуемые в торговом зале магазина

Как делать нужно:

Это нарушение ст.5 п.3 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

Вы знаете, что на реализуемые стейки форели должны быть предоставлены сопроводительные документы, обеспечивающие прослеживаемость пищевой продукции- декларации о соответствии или сертификаты соответствия

Пример нарушения:
При проведении внеплановой проверки предприятия продовольственной торговли выявлено, что в торговом зале осуществлялась реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности: ряженки «Приволжской» 4% жирности производства ООО «Ивановский молочно-жировой комбинат» (155520, Ивановская обл., г. Фурманов, ул. Восточная, д. 20) с датой изготовления 06.09.17г сроком годности 7 суток в количестве 2 пакетов по 500 мл 

Как делать нужно:

Это нарушение ст. 17 п. 7. При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Ст. 17 п. 12. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

Вы знаете, что при реализации пищевой продукции не допускается реализация пищевой продукции, это нарушение является серьезным и грубым.

Пример нарушения:
При проведении плановой выездной проверки предприятия торговли с лабораторным отбором пробы полуфабриката мясосодержащего формованного (охлажденного) категории Г  Ромштекса с датой выработки 20.11.17г., сроком годности при  температуре 4-6 градусов Цельсия 48 часов по ТУ 9214-001- 55318096-2009 на соответствие по микробиологическим показателям техническим регламентам в лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в Ярославской области» было установлено, что  согласно протоколу лабораторных испытаний  с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в Ярославской области» эта проба полуфабриката мясосодержащего формованного (охлажденного) категории Г  Ромштекса по микробиологическим показателям не соответствует ТР ТС 021/2011  Приложению 1 (обнаружена в 25г  L. monocytogenes, при гигиеническом нормативе – не допускается);
Листерия относится к патогенным микроорганизмам, по ее наличию можно судить о безопасности продукта и при употреблении в пищу  продукта обсемененного L. Monocytogenes может привести к серьезным последствиям для здоровья человека, которые появляются не сразу, а через 3-6 мес. Так как микробиологические показатели исследованного образца продукции не отвечают требованиям безопасности, установленным для этой продукции ТР ТС 021/2011, оборот такой пищевой продукции не допускается и создает угрозу причинения вреда здоровью населения.

Как делать нужно:

Это нарушение ст.  7. п. 1. Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной; 2. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (в 25г мясных п/ф не допускается наличие L. monocytogenes)

Не допускается реализация пищевой продукции, обсемененной L. Monocytogenes, а для этого необходимо обеспечить соблюдение температурных режимов хранения пищевых продуктов (холодовой цепочки) и др.

Пример нарушения:
При проведении по жалобе административного расследования с осмотром торгового объекта, принадлежащего ИП, было установлено, что до работы по реализации продуктов питания допущена продавец не пройдя своевременно медицинский осмотр.

Как делать нужно:

Ст. 17. п. 10. Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;

п. 11. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции.

Работа персонала без своевременного прохождения медицинского осмотра чревата как для самого человека, так и для окружающих, через пищевые продукты возможна передача возбудителей различных заболеваний. Продавец может послужить источником заражения окружающих людей. А проходя своевременно медицинский осмотр человек защищает себя, своих близких и окружающих от заболеваний.

До работы по продаже продуктов питания допускается только тот персонал, который своевременно прошел медицинский осмотр. Персонал не прошедший своевременно медицинский осмотр отстраняется от работы до прохождения медицинского осмотра. Допуск персонала к работе с пищевыми продуктами грубое и серьезное нарушение.

2.Основные нарушения ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Пример нарушения:
При проведении плановой выездной проверки предприятия торговли с лабораторным отбором пробы сметаны «Уваровской»  20% м.д.ж. по ГОСТ 31452-2012 производства ООО «Маслосыродельный завод «Уваровский»  (143260, Россия, Московская обл., Можайский р-н, рабочий поселок Уваровка, ул. Мира, д. 24) с датой выработки 13.11.2017г, сроком годности до 26.11.2017г весом 200г на показатели идентификации  (по жирно-кислотному составу) для лабораторных испытаний в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» было установлено, что согласно протоколу лабораторных испытаний с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в Ярославской области» эта проба сметаны по жирно-кислотному составу не соответствует НТД (ГОСТ 31452-2012«Сметана. Т.У.»), является фальсифицированной. Т.о. до сведения потребителей доведена не достоверная информация о виде продукта. Тем самым потребитель вводится в заблуждение о качестве товара. И ему не предоставлена возможность правильно сделать выбор товара при его покупке.

Как делать нужно:

Ст. 4 п. 4.12. п. 1. Маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

На потребительской упаковке должна быть доведена достоверная информация о пищевом продукте, должно быть написано в данном случае - сметанный продукт.

Нами проводится огромная работа по выявлению в торговле некачественной фальсифицированной (умышленно измененной) пищевой продукции. Так за 2017г. исследовано 290 проб молочной продукции, из них не соответствовало обязательным требованиям 29 образцов по физико-химическим показателям (наличию немолочного жира в пищевом продукте), т. е являются фальсифицированными. Из 29 проб фальсифицированной продукции: масло – 9 проб, молоко- 5 проб, сыр-1 проба, творог- 2 пробы, сметана- 6 проб:
- ООО "Болтовское молоко" Новосибирская обл., Сузунский район, с. Болтово, ул. Заводская, д. 14/1- масло Крестьянское сладко-сливочное несоленое 72,5 %;
- ЗАО "Озерецкий молочный комбинат" Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, д.7А - масло сладко-сливочное "Деревенское подворье" несоленое высший сорт 62,0 % массовая доля жира;
- ООО "Продоптторг" г. Москва Киевское шоссе 22 км.  д. 4 стр.1 блок Б офис 23; масло Крестьянское сладко-сливочное несоленое м.д.ж. 72,5% в/с "Красная цена",масло Крестьянское сладко-сливочное несоленое высший сорт м.д.ж. 72,5% "Родная кухня",масло традиционное сладко-сливочное несоленое высший сорт м.д.ж. 82,5% "Родная кухня";
- ООО «Маслосыродельный завод «Уваровский» Россия, Московская обл., Можайский р-н, рабочий поселок Уваровка, ул. Мира, д. 24 -Сметана «Уваровская» 20%м.д.ж., молоко пастеризованное питьевое м.д.ж. 3,2%; сметана "Уваровская" 15% м.д.ж., творог 9%;
- ООО "Суздальский молочник" Россия, Владимирская область, Суздальский р-н, пос. Садовый, ул. Владимирская, д.33 офис 1 - масло сладко-сливочное несоленое Крестьянское м.д.ж. 72,5%; масло сладко-сливочное несоленое традиционное м.д.ж. 82,5%
ООО "ТрансКомГрупп" Россия, г. Москва, ул. Васильцовский Стан, д.10, корпус 1, помещение 7, комната 11 - масло сладко-сливочное несоленое "Крестьянское" м.д.ж. 72,5%;    
- ООО «АРЧА», Республика Татарстан, г. Арск, ул. Вокзальная, д.1 - сыр "Голландский";
- ООО "Кварта" Россия, г. Москва, ул. Заречная, д. 11/7 пом.1 комн. 6/Е - масло сладко- сливочное несоленое Крестьянское м.д.ж. 72,5%;
- ООО "Три Короны" Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Лутова, д.16, кв.103 - творог м.д.ж. 9%;
- ООО "МОЛОДЕЛ" Россия, МО, Коломенский район, д. Запрудня – молоко пастеризованное питьевое массовая доля жира 3,2%.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлено 29 протоколов об административном правонарушении на сумму около 1 007500 руб.

Работа по выявлению некачественной пищевой продукции продолжается.

Пример нарушения:
При проведении по жалобе административного расследования с осмотром торгового объекта, принадлежащего ИП, было установлено, что осуществляется реализация развесных пищевых продуктов без доведения до потребителей необходимой информации о сроке годности, условиях хранения, о производителе пищевой продукции и др.

Как делать нужно:

Ст. 4 п. 4.1.1 Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;  7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);  8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;  10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО). 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

4.12. Требования к способам доведения маркировки: 1. Маркировка пищевой продукции, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

п.3. В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.

Это настолько частое нарушение, практически во всех предприятиях продовольственной торговли, где осуществляется реализация развесной продукции, в т. ч. кулинарной. Не допускается реализация пищевой продукции без доведения до потребителей необходимой и полной информации о товаре.

3. Основные нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», зарегистрированных в Минюсте РФ (рег. № 3077 от 07.12.2001г.) с Дополнениями №№ 1-4:

Пример нарушения:
При проведении административного расследования по жалобе жителей с осмотром пиццерии, принадлежащего юридическому лицу, установлено что набор и площади помещений  не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение санитарных правил: пиццерия работает на сырье (помидоры, салат, сырая рыба, кура, язык, мука и др.) при отсутствии: овощного цеха для их первичной обработки овощей, мясо-рыбного, холодного цеха (в одном помещении площадью около 50,3 кв. м осуществлялась чистка, обработка, нарезка овощей, приготовление  салатов, суши, десертов; обработка кухонного инвентаря, столовой посуды,  сырой птицы, рыбы, языка, овощей осуществляется   все в одной общей 2-х гнездной моечной

Как делать нужно:

Это нарушение п. 5.2 Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.

п.. 8.4. Обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах.

В случае наличия полного набора цехов и оборудования, только в этом случае можно осуществлять приготовление продукции общественного питания из мяса, птицы, рыбы, овощей.

Пример нарушения:
При проведении административного расследования с осмотром кафе, принадлежащего ИП, установлено совместное хранение сырых яиц в кассетах с готовой пищевой продукцией (кулинарной) в холодильном оборудовании

Как делать нужно:

п. 7.29 - при хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. 

При хранении пищевых продуктов необходимо обеспечить раздельное хранение сырой и готовой пищевой продукции.

Пример нарушения:

При проведении административного расследования с осмотром кафе, принадлежащего ИП, установлено, что на части произведенных полуфабрикатов в маркировочных ярлыках не указан час выработки

Как делать нужно:

п. 7.29 СП 2.3.6.1079-01 маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта.

На всех полуфабрикатах, находящихся на хранении в предприятии общественного питания на маркировочных ярлыках должен быть указан час выработки продукта, для установления срока годности пищевого продукта.

4.Основные нарушения СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:

Пример нарушения:
При проведении внеплановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что не организован контроль за температурным режимом хранения мороженного в морозильном ларе, отсутствовал термометр.

Как делать нужно:

п. 6.4 Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей.

Необходимо обеспечить наличие в холодильном оборудовании термометров для ежедневной регистрации температурного режима холодильного оборудования.

Пример нарушения:
При проведении плановой выездной проверки предприятия торговли установлено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние магазина (стены изношены и др.)

Как делать нужно:

п. 10.8 Текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости.

Предприятия продовольственной торговли должны содержаться в надлежащем санитарно-техническом состоянии, ремонт должен проводится по мере необходимости.

5.Основные нарушения Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Пример нарушения:
При проведении административных расследований с осмотром предприятий торговли и с учетом информации Департамента архитектуры и земельных отношений города мэрии г. Ярославля, топографического плана установлено, что кратчайшее расстояние от торгового объекта до границ территории детского сада, школ составляет менее 100м.

Как делать нужно:

ч. 7 ст. 19 - запрещается розничная торговля табачными изделиями на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Необходимо прекратить реализацию табачной продукции на расстоянии менее 100 от образовательного учреждения.

По выявленным нарушениям в ходе проведения проверок составлено 35 протоколов об административном правонарушении на общую сумму 184, 5тыс.руб.

В 4 ом квартале проведено 44 административных расследования. Составлено 42 протокола об административном правонарушении. Число дел о приостановлении деятельности, направленных на рассмотрение в суды составляет 14. По итогам административных расследований наложено 31 наказание в виде штрафов, на сумму 154,5 тыс. руб.

Всего за 4 квартал 2017г. составлен 131 протокол об административном правонарушении. Применялись статьи:
- 15.12 ч. 4 КоАП РФ – 18 раз;
- 20.25 ч. 1 КоАП РФ -16 раз, 
- 6.3 КоАП РФ – 7 раз;
- 6.4 КоАП РФ – 23 раза;
- 6.5 КоАП РФ – 3 раза;
- 6.6 КоАП РФ – 10 раз;
- 14.7 ч. 2 КоАП РФ – 3 раза;
- 14.8 ч.1 КоАП РФ – 5 раз;
- 14.15 КоАП РФ – 11 раз;
- 14.16 ч.2.1 КоАП РФ – 2 раза,
- 14.16 ч.2.2 
КоАП РФ – 2 раза;
- 14.43 ч.1 КоАП РФ – 10 раз,
- 14.43 ч.2 КоАП РФ – 7 раз;
- 14.53 ч.1 КоАП РФ – 7 раз;
- 14.53 ч.3 КоАП РФ – 5 раз,
- 19.6 - 2 раза КоАП РФ.  

Для рассмотрения в судебные органы передано 53 дела.

 

Оказание государственной услуги Роспотребнадзора по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг с учетом экстерриториального принципа (Л.Д. Килипченко).

Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области обеспечено в 2017году предоставление следующих государственных услуг:

1. Лицензирование 2-х видов деятельности.

2. Государственная регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.

3. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

4. Прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Лицензирование 2-х видов деятельности.

Выдано лицензий в области возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных 5 (2016г. – 10), лицензий в области использования источников ионизирующего излучения 14 (2016г. - 15).

Выдано вновь лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения – 3, на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных – 1

Переоформлено – 15 лицензий.

Государственная регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.

В 2017 году выдано свидетельств о государственной регистрации продукции в рамках таможенного союза - 91 (2016г. - 75).

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Выдано в 2017 году 1703 санитарно-эпидемиологических заключений, из них:
- на проектную документацию – 912
- на виды деятельности – 791.

 

Количество выданных санитарно-эпидемиологических заключений за аналогичный период 2016 года составляет - 1720.

 

Результатами предоставления государственной услуги являются:
- выдача санитарно-эпидемиологического заключения;
- внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.

 

Услуги оказываются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. N 775.

Срок предоставления государственной услуги:

Рассмотрение представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Рассмотрение представленных заявителем документов для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента получения заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

Рассмотрение представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения в случае, если заявление о предоставлении государственной услуги и документы, для предоставления государственной услуги, были представлены заявителем в электронном виде, осуществляется в срок, не превышающий двадцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.


 

Сведения о местонахождении, телефоне для справок и консультаций, адресе электронной почты Управления Роспотребнадзора по Ярославской области размещаются на официальном сайте Роспотребнадзора (http://www.rospotrebnadzor.ru), сайте Управления Роспотребнадзора (http://76.rospotrebnadzor.ru), а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).


Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) сведений о государственной регистрации заявителя;
- наличие недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для предоставления государственной услуги.

 

Заявители услуги информируются:
- об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения;
- о сроке завершения оформления санитарно-эпидемиологического заключения и возможности его получения заявителем.

Прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

На 1 января 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области всего зарегистрировано 2930 уведомлений, из них 1520 от индивидуальных предпринимателей и 1410 от юридических лиц, в т.ч. в электронном виде через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» всего - 46 уведомлений.

 

В 2017 году было принято 397 уведомлений (2016г. – 426), из них 163 уведомления от индивидуальных предпринимателей и 234 уведомления от юридических лиц.

 

С 01 октября 2014г. осуществляется прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности через ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ), по состоянию на 31.12.2017г. через МФЦ подано всего 184 уведомления, из них в 2017 году - 53 уведомления.

Утвержден приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2012 г. N 779 Административный регламент предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности может быть представлено:
- непосредственно в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области - г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1, каб. 420, контактный телефон (4852) 733862. Днем подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе;
- путем направления по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Днем подачи считается день отправки заявителем почтового отправления;
- в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) или в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью заявителя с направлением на адрес электронной почты Управления Роспотребнадзора по Ярославской области mail@76.rospotrebnadzor.ru. Днем подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа. На сегодняшний день регистрация временно приостановлена из-за обновления системы.
- через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Днем подачи является день регистрации уведомления в МФЦ.

 

Уведомление должны представлять организации и индивидуальные предприниматели, которые предполагают выполнять работы (оказывать услуги) по отдельным видам деятельности в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 584.

В этот перечень входят, в частности, гостиничные услуги, бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги по перевозкам, розничная и оптовая торговля, производство ряда товаров (одежды, обуви, хлеба, молочной продукции, соков и безалкогольных напитков, сахара, мебели, стройматериалов), турагентская деятельность.

Организации и индивидуальные предприниматели должны представить уведомление после их государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе, но до начала фактического выполнения работ или оказания услуг.

На организации, которые осуществляли виды предпринимательской деятельности до 1 июля 2009 года, требование о подаче уведомления о таких видах деятельности не распространяется. Данным организациям необходимо представлять уведомление в случае открытия новых обособленных подразделений.

Уведомление должно быть составлено заявителем по форме, предусмотренной Правилами, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации N 584; где в том числе необходимо указать виды деятельности и выполняемые в их составе работы (услуги).

Обращаем внимание, что в связи с внесением изменений в Постановление Правительства РФ № 584 уведомления принимаются с 01.01.2017г. по новому классификатору ОКВЭД2 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.14г. № 14-СТ.

Уведомление подписывается руководителем организации либо иным лицом, представляющим ее интересы, или индивидуальным предпринимателем.

При подаче уведомлений плата с заявителя не взимается.

В Регламенте Роспотребнадзора указаны следующие основания для отказа в приеме уведомления:
- представление заявителем уведомления, не соответствующего форме, в этом случае направляется заявителю обоснованный отказ с предложением представить недостающие сведения или документы.
- представление в территориальные органы Роспотребнадзора заявителем уведомления на осуществление видов деятельности, подлежащего в соответствии с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584, приему и учету иными федеральными органами исполнительной власти.

Непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (если подача такого уведомления обязательна) является административным правонарушением, за которое в ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере:
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 3000 до 5000 руб. Должностными лицами признаются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ);
- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

За представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения (если подача уведомления обязательна), ч. 2 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере:
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 5000 до 10 000 руб.;
- для юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Организация или индивидуальный предприниматель, представившие уведомление впоследствии должны сообщать в орган, зарегистрировавший уведомление:
- об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
- об изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
- о реорганизация юридического лица.

Сведения об изменениях представляются в виде заявления, составленного в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений.

Такими документами являются:
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р50003;
- Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004.

Если к заявлению об изменениях не приложены подтверждающие документы, то заявителю откажут в приеме такого заявления в предоставлении госуслуги. В этом случае в день поступления заявления готовится и направляется заявителю обоснованный отказ в его приеме с предложением подать копии документов необходимых в предоставлении услуги.

Если организация или индивидуальный предприниматель, подавшие в уполномоченный орган уведомление, впоследствии не сообщили об изменении своего места нахождения (места жительства), места фактического осуществления деятельности либо о реорганизации юридического лица (сообщили эту информацию несвоевременно, представили ее в неполном объеме или искаженном виде), они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

 

Данная статья предусматривает ответственность за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган информации, представление которой предусмотрено законом и необходимо этому органу для осуществления его законной деятельности, а также за представление таких сведений или информации в неполном объеме или искаженном виде. За данное правонарушение установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа:
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 300 до 500 руб.;
- для юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

 

Обратите внимание!

Роспотребнадзор переводит государственную услугу по приему и учету уведомлений на экстерриториальный принцип предоставления услуги. Это значит, что с 01 января 2018г. государственная услуга по приему и учету уведомлений оказывается в любом территориальном органе Роспотребнадзора по выбору заявителя независимо от места нахождения юридического лица или места его фактического осуществления его деятельности, или места жительства индивидуального предпринимателя, или места его фактического осуществления деятельности.

 

По окончании выступления докладчиков состоялась открытая дискуссия:

Выступление И.Н. Петрова - о продавцах, как о последней цепочке в реализации продукции, предложение – усилить контроль за изготовителями, импортерами продукции. Отвечала И.Б. Антипина; Выржиковский – поддержал позицию И.Н. Петрова, предложил усилить контроль за импортерами продукции, оптовиками, возложить основную ответственность за реализацию некачественной продукции на потребительском рынке на изготовителей, импортеров, оптовиков.



Руководитель                                                                                                                А.М. Звягин

 

© 2009 Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ярославской области
 

Разработка сайта - ВЕБ.76БИЗ.РУ 

Яндекс.Метрика

Адрес:150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1
Телефон: (4852)73-26-92; факс: (4852) 75-52-97. Эл.почта: mail@76.rospotrebnadzor.ru