ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8-800-100-10-76

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ
                          

 

ВИРТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА
                          

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          

 

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
                          

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
                          

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
                          

 

ДОКУМЕНТЫ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ
                          

 

ПРЕСС - ЦЕНТР
                          

 

ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
                          

 

Форма подачи вопроса
                                        

 

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
                          

 

МЕРОПРИЯТИЯ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ УВЕДОМЛЕНИЙ
                          

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
                          

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          

 

К Дню Победы
                          

Войти

АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ НАДЗОРА ЗА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Контроль за условиями труда на промышленных предприятиях является одной из основных задач Управления Роспотребнадзора по Ярославской области.

На контроле санитарного отдела находится 1544 промышленных объекта.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.

Общее количество контрольно-надзорных мероприятий на промышленных объектах за 2-й квартал 2018г по Управлению без учета территориальных отделов составило 43 мероприятия, из них 9 плановых мероприятий, 6 – внеплановых, 4 – административных расследования, 9 мероприятий по расследованию профессиональных заболеваний, 5 – в рамках совместных проверок с органами прокуратуры. Рассмотрено 57 жалоб от населения и организаций. Прочие мероприятия (без взаимодействия с юридическими лицами) – 11.

Существуют общие требования, предъявляемые санитарным законодательством к промышленным предприятиям, в том числе:
- к размещению и содержанию территории,
- к производственным и административным зданиям и сооружениям,
- к организации отопления, вентиляции, водоснабжения и канализования,
- к организации технологических процессов, оборудованию и рабочему инструменту,
- к организации временного хранения производственных отходов,
- к выполнению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В рассматриваемой сфере деятельности Роспотребнадзора были проанализированы типичные нарушения обязательных требований законодательства, допущенные на промышленных предприятиях. 

 

Допускались следующие нарушения обязательных требований:
- СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»
- СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные фактора и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинские осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее Приказ)
- СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»
- Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

 

Основные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»:
 На рабочих местах не соблюдаются предельно допустимые уровни шума, вибрации, нормативных уровней искусственной освещенности, параметров микроклимата, концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Как делать нужно:

В соответствии с п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на несоблюдении гигиенических нормативов по физическим факторам на рабочих местах.  

С 1 января 2017г. введены в действие новые СанПиН 2.2.4.3359-16 «Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах».    

Документ гармонизирован с Директивой ЕС 2003/10 от 6.02.2003 «О минимальных требованиях к безопасности и охране здоровья работников от рисков, связанных с действием физических факторов».

Санитарными правилами и нормами устанавливаются актуализированные нормативы (предельно-допустимые уровни) физических факторов (микроклимат, шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электрические, магнитные и электромагнитные поля, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, освещение) на рабочих местах. С 1 января 2017г. оценка соответствия вышеуказанных факторов предельно-допустимым уровням, в том числе при проведении лабораторных испытаний в рамках плановых проверок, осуществляется в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16.

Обращаем внимание, что в соответствии с указанным документом устанавливается запрет на работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА, в условиях воздействия локальной вибрации с превышением санитарных норм более чем на 12 дБ (в 4 раза) по интегральной оценке и общей вибрации с превышением санитарных норм более чем на 24 дБ (в 8 раз). В случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью, не допускать работы при воздействии эквивалентного уровня шума на рабочих местах от 80 до 85 дБА без подтверждения приемлемого риска по результатам проведения оценки профессионального риска здоровью работающих.

Работодатель также обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на минимизацию рисков здоровью работающих, а именно:
а) подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками;
б) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерируемого шума;
в) использование всех необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация);
г) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска;
д) проведение производственного контроля виброакустических факторов;
е) ограничение доступа в рабочие зоны с уровнем шума более 80 дБА работающих, не связанных с основным технологическим процессом;
ж) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты;
з) ежегодное проведение медицинских осмотров для лиц, подвергающихся шуму выше 80 дБ. 

 

Зачастую работодатели подменяют комплексный подход в разработке мероприятий направленных на минимизацию рисков, применением только СИЗ и настаивают на том, что применение средств индивидуальной защиты это как один из возможных в соответствии с п.7.27 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам» способов устранения вредных факторов производства, а в условиях технически невозможно снизить шум до допустимых уровней, следовательно, предприятие действовало в рамках установленных правил и норм. При этом доказательств, которые бы достоверно подтверждали доводы о том, что превышение уровня шума на рабочем месте является технически не устранимым недостатком, как правило хозяйствующие субъекты не предоставляют.

Мы обращаем внимание и указываем на то, что использование индивидуальной средств защиты предусмотрено подп. 2.12, 7.27 СП 2.2.2.1327-03 вне зависимости от степени выраженности вредного производственного фактора. При этом названными санитарно-эпидемиологическими правилами в качестве самостоятельных требований указано на необходимость соответствия установленным требованиям уровней шума и использования индивидуальных средств защиты от него. Однако санитарным законодательством не предусмотрена возможность изменения нормирования предельно-допустимого уровня шума на рабочих местах в сторону увеличения его допустимого уровня за счет использования индивидуальных средств защиты.

В настоящее время государством реализован переход от концепции «абсолютной безопасности» к оценке условий труда через определение профессионального риска, установлено законодательное регулирование в области безопасности и гигиены труда, предусматривающие переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке профессионального риска. 

 

Основные нарушения СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные фактора и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».
1. Хозяйствующими субъектами, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности не проводятся мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности.
2. Не проводится паспортизация канцерогеноопасных организаций.
3. Работники организаций, которые могут подвергнуться воздействию производственного канцерогенного фактора не информируются о возможности контакта с канцерогенными факторами.

Как делать нужно:

В соответствии с п.3.1. СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные фактора и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности.

СанПиН 1.2.2353-08 установлен перечень химических, физических, биологических факторов, а также производственных процессов, представляющих канцерогенную опасность для человека. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности вещества, производственные процессы, включенные в указанные правила обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, а именно:
- в первую очередь необходимо провести санитарно- гигиеническую паспортизацию с целью оценки потенциальной канцерогенной опасности для работников и населения,
- исключение возможности контакта человека с канцерогенными факторами в производственной сфере,
- в случае невозможности устранения воздействия канцерогенных факторов, включенных в санитарные правила, организациями принимаются меры по снижению их воздействия на человека: максимальная степень автоматизации технологического процесса, герметизация оборудования, использование безотходных и малоотходных технологий, замена канцерогенных веществ не канцерогенными, регулярный контроль за соблюдением установленных ПДК и ПДУ факторов.

Лица, поступающие на работу, а также работники организации, которые могут подвергнуться воздействию производственного канцерогенного фактора, информируются работодателем об опасности такого воздействия и мерах профилактики, а также обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты и санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Работники, принятые на работу, связанную с воздействием канцерогенных факторов, подлежат предварительным (при поступлении на работу) и обязательным периодическим профилактическим медицинским осмотрам в установленном порядке. 

Управлением проанализированы результаты исходных данных паспортов приоритетных канцерогеноопасных предприятий. Наиболее часто встречаемые нарушения:
- недостаток данных о содержании канцерогенных веществ в сырье, готовой продукции
- недоучет профессий в которых возможен контакт с канцерогенным фактором
- недоучет канцерогенных факторов в воздухе рабочей зоны, выбросах предприятия, сточных водах, отходах
- в контингентах, подлежащих ПМО, не указаны канцерогенные факторы и уровни их воздействия
- объем запланированных исследований канцерогенных факторов не соответствует фактическому. 

Основные нарушения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинские осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». 

 

При анализе материалов организации и проведения ПМО чаще всего выявляются следующие основные нарушения:
1. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, предварительно (в 10-дневный срок) не направляется в Управление (Территориальный отдел Управления) Роспотребнадзора по Ярославской области (в нарушение пункта 21 Приложения 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.).
2. В контингенты и поименные списки лиц, подлежащих ПМО, включается недостоверный перечень факторов производственной среды и трудового процесса, как следствие – неполный состав врачебной комиссии при проведении ПМО. 

 

Как делать нужно:  

- п. 21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

- п. 20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается  наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, который определен Приложением №1 приказа, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

- п. 27. Врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке вредных производственных факторов или работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о порядке применения приказа № 302-н при наличии результатов специальной оценки условий труда.  Федеральная служба Роспотребнадзора в письме от 19.06.2015 г. № 01/7015-15-31 «О необходимости проведения медосмотров при допустимых условиях труда», сообщает:

В процессе осуществления своей производственной деятельности, хозяйствующие субъекты обязаны руководствоваться законодательными и нормативными документами, к которым относится также Приказ МЗ РФ № 302н от 12.04.2011 г.

Действительно, согласно п.2 приложения 1 к данному Приказу в перечне вредных факторов перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Т.о. если класс условий труда - 2 (допустимый), то по данному фактору медосмотр не проводится.

При этом необходимо иметь в виду, что это не является аксиомой. Например, Решением Арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 19.05.2015 г., проведение периодических медицинских осмотров в отношении лиц, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени,  обязательно, вне зависимости от отсутствия превышений на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по результатам проведенной специальной оценки условий труда, так как правовое значение для возникновения обязанности у работодателя по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работником вышеперечисленных работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.

Недооценка вредных производственных факторов на рабочих местах может привести:
- к изменению периодичности проведения периодического медицинского осмотра, сокращению участия врачей специалистов и объема лабораторных и функциональных исследований; 
- отсутствию «настороженности» со стороны врачей-специалистов для выявления возможных нарушений здоровья при проведении периодических медицинских осмотров работников;
- гиподиагностики профессиональной и производственно-обусловленной патологии;
- искажению информации при расследовании и учете профессиональных заболеваний, установлению причинно-следственной связи нарушения здоровья;
- отсутствию адресных, эффективных мероприятий по управлению профессиональным риском;
- прогрессированию утраты здоровья, инвалидизации, снижению качества жизни работников.

Основные нарушения СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

Сельхозпредприятиями, осуществляющими обращение с пестицидами и агрохимикатами
1. Не проводится обучение лиц, имеющих контакт с пестицидами и агрохимикатами.
2. Не проводятся периодические медицинские осмотры работающих.
3. Хранение агрохимикатов осуществляется на территории хозяйствующего субъекта открытым способом.

Как делать нужно:

П.2.6. СанПиН 1.2.2584-10 Хозяйствующие субъекты, занятые в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, обязаны обеспечить:
- обучение лиц, имеющих контакт с пестицидами и агрохимикатами, по вопросам безопасного обращения с ними, включая меры оказания первой доврачебной помощи в случаях отравлений пестицидами или агрохимикатами;
- своевременное прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, работающих с препаратами.

П.5.1. Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил.
Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Указанные типичные нарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) на промышленных предприятиях квалифицируются в соответствии с нормами КоАП РФ по статье 6.3 КоАП - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; ст. 6.4 КоАП – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений.

Во 2кв. 2018г. специалистами по надзору за условиями труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий на промышленных объектах по указанным статьям составлено 32 протокола об административном правонарушении, из них 17 – на должностных лиц, 15 - на юридических лиц; вынесено 21 представление об устранении причин и условий, способствующих правонарушению. 

 

Роспотребнадзором при проведении контрольно-надзорных мероприятий на промышленных объектах осуществляется контроль за соблюдением требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Основные нарушения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
1. В производственном помещении хозяйствующим субъектом были определены не изолированные места для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что нарушает права некурящих работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия табачного дыма.
2. При проведении контрольно-надзорных мероприятий на территории и помещениях, используемых юридическим лицом для осуществления своей деятельности, отсутствовали знаки о запрете курения для обозначения объектов, где курение табака запрещено, а именно с внешней стороны у входов в производственные помещения, что является нарушением требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2014а N 214н. 

 

Как делать нужно:  

Ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, а также установлены требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения.

Несоблюдение указанных требований квалифицируется по ст. 6.25 ч.1 и ч.2 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" юридические лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых юридическим лицом для осуществления своей деятельности. Отсутствие контроля со стороны юридического лица предусматривает ответственность по ст. 6.25.ч3 КоАП РФ в виде штрафа от 60 до 90 тыс. руб.

Специалистами Управления во 2-м кв. 2018г. за указанные нарушения на промышленных объектах составлено 4 протокола об административном правонарушении, к административной ответственности привлечены должностные лица по ст. 6.25 ч. 1 и ч.2 и юридические лица по ст. 6.25 ч.3.

 

© 2009 Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ярославской области
 

Разработка сайта - ВЕБ.76БИЗ.РУ 

Яндекс.Метрика

Адрес:150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1
Телефон: (4852)73-26-92; факс: (4852) 75-52-97. Эл.почта: mail@76.rospotrebnadzor.ru