ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8-800-100-10-76

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ
                          

 

ВИРТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА
                          

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          

 

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
                          

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
                          

 

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
                                        

 

Методические материалы
                                        

 

Взаимодействие с общественными объединениями
                                        

 

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
                                        

 

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация, опросы
                                        

 

Часто задаваемые вопросы
                                        

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
                          

 

ДОКУМЕНТЫ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ
                          

 

ПРЕСС - ЦЕНТР
                          

 

ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
                          

 

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
                          

 

МЕРОПРИЯТИЯ
                          

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ УВЕДОМЛЕНИЙ
                          

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
                          

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          

 

К Дню Победы
                          

 

Новости здорового питания
                          

 

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ
                          

Войти

Протокол заседания коллегии Управления Роспотребнадзора по Ярославской области № 7 от 10.10.2013 г.

 

 

Председательствующий – А.М.Звягин
Присутствовали:
- начальники, заместители начальников отделов, начальники, заместители начальников территориальных отделов, специалисты отделов Управления Роспотребнадзора по Ярославской области (список прилагается)
Участники коллегии – 98 человек (список прилагается).
 
Повестка дня:
1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на современном этапе (с презентацией)
Доклад начальника отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Л.Д.Килипченко
 
2. Проблемные вопросы заполнения справок о доходах и расходах государственных служащих.
Доклад главного специалиста-эксперта отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Е.А.Анисимовой
 
3. Организация работы в области выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Доклад начальника отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Л.Д.Килипченко
 
4. Взятка — коррупционное деяние (с презентацией)
Доклад начальника отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Л.Д.Килипченко


Л.Д.Килипченко – начальник отдела организации и обеспечения деятельности
 
 Ключевые характеристики феномена коррупция»:
- коррупция - системная проблема.
- коррупция – глобальный феномен;
- Коррупция – угроза развитию государственного управления.
Правовую основу противодействия коррупции образуют:
- Конституция РФ;
- международно-правовые акты (Конвенция ООН против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества);
- Федеральные законы: “О противодействии коррупции”, “О государственной гражданской службе РФ”, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ и др.
- Указы Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815, от 13.03.2012г. № 297, от 12.08.2002г. № 885 и др;
- Акты Правительства РФ.
Наряду с нормативным регулированием в системе мер государственной политики по противодействию коррупции важное место занимают также: пропагандистские, просветительные, организационные, кадровые, финансовые и иные материальные меры.
Субъекты, определяющие и реализующими антикоррупционную политику- Президент РФ, Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и его президиум; Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Под коррупцией наши сограждане склонны понимать злоупотребления “верхов”, почти недоступные наблюдению и контролю “снизу”. При этом, как правило, россияне выделяют и осуждают злоупотребление властью высокопоставленными чиновниками и политиками, но весьма снисходительны к тем же действиям со стороны должностных лиц среднего и низшего звеньев. Такой ментальный стереотип становится сильным препятствием в противостоянии с коррупцией, которое невозможно без поддержки гражданского общества.
Опросы показывают, что к фактам коррупции относят:
- сдача должностным лицом в аренду государственного имущества, получение за это дополнительного вознаграждения (78%);
- голосование депутатом в поддержку законопроекта за вознаграждение (74%);
- продвижение за определенную услугу в очереди на муниципальное жилье (74%);
- выдача врачом за вознаграждение больничного листа (58%);
- устройство прокурором района свою дочь учительницей в школу для получения ею в ускоренном порядке муниципального жилья (46%);
- вручение студентом экзаменатору бутылки коньяка или коробки конфет для получения хорошей оценки (31%);
- устройство чиновником своей жены на работу в фирму, деятельность которой он контролирует в рамках своих обязанностей (30%);
- принятие чиновником приглашения бизнесмена поужинать в ресторане после решения им проблемы предпринимателя (26%).
В соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции» под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Государственная политика РФ в области противодействия коррупциивыражает неприятие коррупции и состоит в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности государственных органов, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации (ликвидации) негативных последствий.
Указом Президента РФ от 13.03.2012г. № 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013гг, в рамках которого Правительству РФ поручено осуществить ряд мероприятий, в числе которых можно выделить такие как:
- внедрение в практику федеральной контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений;
- введение в установленном порядке ограничений на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных структур;
- издание типового нормативного акта, обязывающего лиц, замещающих определенные должности, сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
- создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества;
- внедрение в деятельность подразделений кадровых служб компьютерных программ в целях: проверки достоверности и полноты представляемых государственными служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об источниках их доходов;
- финансирование мероприятий по созданию и использованию инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и электронное взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Необходимо отметить, что в деятельность Управления внедрена и успешно работает Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) с органами власти Ярославской области, посредством которой осуществляется обмен всей регистрируемой корреспонденцией. Кроме того, в Ярославской области начал свою работу много функциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг, с которым Управлением заключено соглашение о взаимодействии.
- повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
- организацию и проведение ротации государственных гражданских служащих. Определен перечень должностей, по которым предусмотрена ротация сроком от 3 до 5 лет.
- проведение ежегодных учебно-методических семинаров по вопросам государственной службы и кадров.
-  систематическое проведение федеральными государственными органами оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих функций. На сегодняшний день определен перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
- установление единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Роспотребнадзором установлены единые требования к данным подразделам официальных сайтов своих территориальных органов.
Закрепленный в законодательстве РФ и применяемый на практике механизм противодействия коррупции представляет собой систему, включающую три взаимоувязанных и в то же время относительно самостоятельных элемента:
1. Предупреждение (профилактика) коррупции. К мерам предупреждения, относятся, в частности: - создание в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и проведение ими проверок;
- представление соответствующими категориями служащих и лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, и членами их семей сведений о доходах и расходах;
- осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- формирование механизма по разрешению конфликта интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению всех государственных служащих;
- обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- установление ограничения для бывших государственных или муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;
- ограничения получения подарков от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей.
- введение административной ответственности юридических лиц за передачу от имени или в интересах юридического лица “взятки” должностному лицу;
- существенное ограничение возможности государственных органов проводить проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных для их деятельности.
2. Уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба), которое регулируется УК РФ, УПК РФ и другими федеральными законами. В настоящее время наблюдается тенденция к ужесточению мер ответственности за коррупционные правонарушения.
3. Минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных деяний. Регулируется, в частности, гл. 59 ГК РФ, гл. 18 УПК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Вместе с тем, в настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию нормативного правового регулирования этого направления противодействия коррупции.
Однако действенность механизма противодействия коррупции зависит не только и не сколько от нормативной правовой базы, а, прежде всего, от повседневной практической работы государственных органов по реализации нормативных предписаний.
 
Е.А.Анисимова – главный специалист-эксперт отдела организации
и обеспечения деятельности
Правовая база:
1. Федеральный закон от 27.07.2004г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»
2. Указы Президента РФ от 18.05.2009г N 557, от 18.05.2009г N 559, от 18.05.2009г N 561, от 21.09.2009г N 1065.
Сведения о доходах обязаны подать все государственные служащие кроме тех, которые относятся к младшей группе должностей.
В случае если государственный служащий по объективным причинам не может представить сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах), ему следует направить в отдел кадров Управления, заявление, с указанием причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В случае если по состоянию на конец отчетного периода ребенок государственного служащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.
За 2011 год все государственные служащие Управления Роспотребнадзора подали сведения о доходах в соответствии с действующим законодательством.
О представлении сведений о расходах. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 г. N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона N 230-ФЗ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее - сделка), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее - сведения о расходах).
Сведения о расходах представляются в случае, если:
- сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее сведения о расходах не представляются;
- сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - общий доход).
Сведения о расходах представляются:
- посредством заполнения соответствующей справки (далее - справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 310;
- одновременно со сведениями о доходах;
- к справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.
В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, следует принимать во внимание следующее. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки.
Срок представления сведений о расходах:
- при совершении сделки в 2012 г. - до 1 июля 2013 г.;
- при совершении сделки в 2013 г. - до 1 апреля (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации) или до 30 апреля 2014 г. (федеральные государственные служащие, служащие Банка России, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Период, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода.
При расчете общего дохода служащего (работника), представляющего сведения о расходах за 2012 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2009, 2010, 2011 гг.) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий (работник) должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2012 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах (ссылка 4 к справке о расходах).
 
Л.Д.Килипченко – начальник отдела организации и обеспечения деятельности
 
Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных служащих стал применяться, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Конфликт интересов не является служебным спором, так как возникает не по поводу установления или применения условий труда, а по поводу наличия или отсутствия личной заинтересованности у служащего.
К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее:
- нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
- невыполнение обязанностей гражданского служащего;
- несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;
- несоблюдение норм действующего законодательства;
- нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции и др.
Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей:
1.Осуществление гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии указанных решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры предотвращения и урегулирования:
- гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме;
- представителю нанимателя рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава комиссии.
2. гражданский служащий па платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является территориальный орган Роспотребнадзора, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования:
- представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов.
Важно отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение граждане кого служащего с государственной службы.
3. Гражданский служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования:
- в случае если гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым гражданский служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
- в случае если родственники гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
- до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет гражданский служащий или его родственники.
4. Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношен ни которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования:
- гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
- представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
- если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности.
- если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то гражданскому служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации территориального органа Роспотребнадзора, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
- в случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками гражданского служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
- указать гражданскому служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
- предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
- до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
Конфликт интересов является категорией оценочной, поэтому и необходим орган, уполномоченный разрешать возникающие ситуации.
Таким органом является комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее-комиссия), целью, которой является обеспечение действенного функционирования механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе. Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данный акт призван унифицировать практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.
На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы:
- представление государственным служащим недостоверных или неполных сведений, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- несоблюдение государственным служащим требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов;
- даче согласия, либо отказе в даче согласия гражданам, замещавшим должности гражданской службы, перечень которых устанавливается специальными актами, на замещение ими в течение двух лет после увольнения с гражданской службы должностей в организациях, отдельные функции государственного управления которыми входили в их должностные (служебные) обязанности;
- о невозможности по объективным причинам представить государственному служащему сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- представление государственным служащим недостоверных или неполных сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, предусмотренных ч.1 ст.3 ФЗ от 3 декабря 2012г. № 230-Ф3 “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”.
Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
Основной формой работы комиссии является заседание, по результатам которого может быть установлено наличие или отсутствие признаков нарушения.
Комиссия рекомендует руководителю применить к государственному служащему, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности.
Обратите внимание, что государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:
- непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
- непредставления работником сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления работником предпринимательской деятельности;
- вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Л.Д.Килипченко – начальник отдела организации и обеспечения деятельности
Коррупция, как разновидность противоправной деятельности включает следующие виды уголовно-наказуемых деяний: получение взятки, дача взятки, злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставлен не такой выгоды указанному должностному лицу другими лицами.
Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Нами подготовлена памятка «Информация для граждан», которая размещена на информационном стенде, а также у Общественной приемной, кабинетов принимающих граждан и представителей юридических лиц по вопросам предоставления государственных услуг.
В соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей и т.п.).
Помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие, как “незаконное вознаграждение от имени юридического лица. В соответствии со ст.19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Чтобы ваши действия и высказывания, не были восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки необходимо:
- при взаимодействии с гражданами воздерживаться от употребления следующих выражений “вопрос решить трудно, но можно”, “спасибо на хлеб не намажешь”, “договоримся”, “нужны более веские аргументы”, “нужно обсудить параметры”. “ну что делать будем?” и т.д.;
- не обсуждать определенные темы с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий государственных служащих. К числу таких тем относится, например, низкий уровень заработной платы государственного служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд, желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку, отсутствие работы у родственников служащего, работника, необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.;
Определенные исходящие гос.служащего предложения, особенно если они адресованы представителям и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника. К числу таких предложений относятся, например, предложения: предоставить служащему, работнику и (или) его родственникам скидку; воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов: внести деньги в конкретный благотворительный фонд или поддержать конкретную спортивную команду и т.д..
Согласно ст.290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя наказывается: штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Согласно ст.291 УК РФ дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается: штрафом в размере до 200тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Обращаю Ваше внимание на то, что уведомление непосредственного начальника и представителя нанимателя о склонении к коррупционным правонарушениям является обязанностью государственных служащих. Причем, непринятие гражданским служащим, мер по предотвращению коррупционного правонарушения влечет увольнение гражданского служащего с федеральной государственной гражданской службы или привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с органом государственной власти, местного самоуправления, государственным внебюджетным фондом или организацией.
 
Руководитель                                                                                                       С. А. Мелюк
Протокол вел:
зам. начальника отдела организации

и обеспечения деятельности С.В.Голосова

© 2009 Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ярославской области
 

Разработка сайта - ВЕБ.76БИЗ.РУ 

Яндекс.Метрика

Адрес:150003, г. Ярославль, ул. Войнова, д. 1
Телефон: (4852)73-26-92; факс: (4852) 75-52-97. Эл.почта: mail@76.rospotrebnadzor.ru